Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети»

Новое о образовании » Этические основы социальной работы с "трудными детьми" » Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети»

Прежде чем говорить о понятии «трудный ребёнок», нужно иметь представление о том, кого и на каком основании можно считать ребенком. В соответствии с Семейным Кодексом РФ, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Таким образом, категорию «трудных детей» Семейный Кодекс рассматривает в рамках до 18 лет.

Социолог М.А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что «трудные дети» - это достаточно уязвимая категория, которая нуждается во внимании со стороны специалистов, родителей и сверстников, в плане улучшения их психологического состояния, а также положения в обществе.

Для того чтобы дать более четкое определение данному термину, необходимо рассмотреть признаки, свойственные «трудному ребенку». М.А. Павлова выделяет существенные признаки, характеризующие понятие «трудные дети». Первым признаком, который выделяет автор, является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это излишняя восприимчивость, агрессивность, озлобленность, и противостояние взрослому миру. «Трудные дети» обычно плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Они рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, нередко приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства[4]. Делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что отклоняющееся поведение проявляется во всех сферах жизни ребёнка. Такое поведение приводит к проблемам с учебой, к плохим взаимоотношениям с родителями, и к более негативным последствиям, таким как злоупотребление спиртными напитками и психо-активными веществами. Нередко по причине отклоняющегося поведения, ребенок попадает в группу риска детей, совершающих правонарушения. Для предотвращения нежелательных последствий, родители должны вовремя предупредить появление первых признаков отклоняющегося поведения, и вовремя обратиться к специалисту, если подобные признаки уже проявились. Иначе отклоняющееся поведение будет представлять опасность, как для самого ребенка, так и для общества.

М.А. Павлова выделяет еще один отличительный признак категории «трудных детей» - это трудновоспитуемость. Автор пишет, что «трудновоспитуемость» указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на неспособность или нежелание ребенком усваивать педагогические воздействия. Трудно не согласиться с автором, поскольку развитие ребенка и его воспитание – это достаточно сложный процесс, и неотъемлемая часть становления личности ребенка. Необходимо отметить и то, что зачастую этому процессу мешает внутреннее противостояние ребенка. И для успешного воспитания и социализации необходимо преодолеть этот барьер. Поскольку процесс воспитания «трудных детей» весьма усложнен, нежели процесс воспитания детей без каких либо отклонений, стоит своевременно обратиться к социальному работнику еще на раннем этапе воспитания ребёнка, чтобы воспитательная работа не усложнялась особенностями возраста ребёнка.

Последний признак, который выделяет М.А.Павлова, заключается в том, что «трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников. Каждый ребёнок по своей природе уникален. Определённые методы работы с детьми без отклонений в поведении, не подходят «трудным детям». В свою очередь определенный комплекс работы с «трудными детьми» подходит не каждому «трудному ребёнку». Поэтому каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, ради достижения успехов в воспитании успешной социализации. Стоит отметить, при этом, что не нужно забывать о том, что «трудные дети» совершенно ничем не отличаются от всех остальных детей, они всего лишь требуют большего внимания и более глубокого воспитания.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что «трудный ребёнок» - это ребенок, не достигший 18-летнего возраста, с поведением, отклоняющимся от нормы, трудно поддающийся воспитанию и требующий особого внимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Данная категория детей также требует внимания со стороны специалистов, в честности социального работника, поскольку только специалист, обладающий определённым комплексом знаний и достаточным количеством практики, способен подготовить ребёнка к успешной социализации.


Актуально о образовании:

Возможные пути наиболее эффективной организации урока иностранного языка
Экспериментальное обучение проходило на базе 6 «б» класса, гимназии № 14. В гимназии обучение организовано по современной системе диагностических знаний учащихся – используется перекрестный рейтинговый контроль. Учащиеся изучают 2 иностранных языка. С первого класса – английский, с пятого класса – ...

Состояние речевых и неречевых функций у младших школьников с общим недоразвитием речи
Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, ...

Содержание и формы организации художественно-творческой деятельности
В современных педагогических исследованиях рассматриваются в основном три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. Это деление зависит от качества, содержания заданий, которые составляются педагогом для всех, для каждого учащегося отдельно, для отдельных групп. В пед ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru