Тема: Химические свойства алканов.
Объект исследования:
Химические свойства алканов.
Реакции окисления.
Реакции замещения.
Получение и применение алканов.
Цель:
Развивать умения работать в парах и группах, развивать творческие способности.
Развивать навыки самостоятельной работы и самоанализа.
Исследовать химические свойства, получение и применение алканов.
Закрепление умений и навыков решения задач.
Метод: исследовательский.
Форма работы: групповая, парная.
Ход урока:
Звучит спокойная, мелодичная музыка.
Учитель: Сегодня мы открываем нашу мастерскую. Каждый из вас – творец, мыслитель, исследователь. Вы получаете право свободно ходить по мастерской, высказывать свои мысли. Вам дается право на свободный поиск решения, находить свой путь исследования данной проблемы. Сегодня объект нашего исследования – химические свойства алканов.
Индукция. При сгорании 4,3 г образца алкана выделились оксид углерода (IV) объемом н.у. 6,72 л и 7,2 г воды. Определите формулу алкана.
Самоконструкция. Посмотрите внимательно на полученную формулу и запишите в тетрадь вопросы, которые у вас возникли.
Социализация. Зачитайте свои вопросы, дополняя записи в тетради вопросами одноклассников (Учитель записывает вопросы на доске).
Как называется полученное вещество?
К какому классу соединений оно относится?
В каком агрегатном состоянии находится вещество?
Какими химическими свойствами оно обладает?
С какими веществами взаимодействуют алканы?
Как получают алканы?
Где применяют алканы?
Социоконструкция. Работая в парах, ответьте на эти вопросы, кратко записывая ответы в тетрадь после обсуждения.
Социализация. Каждая пара учащихся предлагает свои ответы на вопросы. Другие записывают в тетради ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить сами.
Разрыв. А у меня тоже появились вопросы. Попробуйте ответить на них.
Напишите уравнение химической реакции, которое отражает реакцию окисления алканов.
СН4 + 2О2 → СО2↑ + 2Н2О + Q
Получите ацетилен из метана.
6СН4 + О2
2СН ≡ СН + 2СО↑ + 10Н2↑
За счет чего поддерживают высокую температуру реакции?
Ответ: высокую температуру реакции поддерживают за счет сжигания образующегося водорода.
С какими веществами реагируют алканы при освещении? Как называется данный тип реакции? Ответ: Сl, Br.
CH4 +Cl2
CH3Cl + HCl
хлорметан
СН3СН3 + Сl2
CH3CH2Cl + HCl
хлорэтан
Получите из метана тетрахлорметан.
СН4
СН3Сl
CH2Cl2
CНCl3
ССl4 или
CH4 + 4Cl2
CCl4 + 4HCl
Напишите реакцию замещения пропана с галогенами.
2CH3CH2CH3 + 2Cl2
CH3CH2CH2Cl + CH3CHClCH3 + 2HCl
1-хлорпропан 2-хлорпропан
Как в лаборатории получают алканы?
реакция Вюрца
R – CH2Br + 2Na + Br – CH2 – R → R – CH2 – CH2 – R + 2NaBr
Напишите уравнение реакции, которое отражает переработку метана в синтез-газ.
CH4 + H2O
СО↑ + 3Н2↑
Где применяется метан? Схема 16 на с. 37.
(Учитель записывает вопросы на доске)
Актуально о образовании:
Творческие находки учителей
технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...
Информационное пространство и изучение истории в школе
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жес ...
Центры дополнительного образования в системе культуры Советского района
Демократизация и гуманизация системы образования создали условия для активного развития сферы дополнительного образования детей, объективно объединяющей в единый образовательный процесс воспитание, обучение и развитие. Основное предназначение УДО (учреждение дополнительного образования) – творческо ...