Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 8

Становились более самостоятельными ребята также и с помощью деятельности детской общественной организации - октябрятского движения.

Участие в октябрятской работе, включающей планирование, подготовку, исполнение, анализ результатов совместных действий, создает реальные условия для проявления всех признаков самостоятельности. Поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка, становится новым этапом в развитии его личности и всех психических функций. Меняются взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности, к нему предъявляются повышенные требования. Все это вызывает у детей младшего школьного возраста глубокие чувства и переживания: радость, любовь к школе, уважение к учителю. Однако в первое время первоклассник еще не чувствует себя частицей коллектива: он полностью поглощен своими заботами, связанными с новыми обязанностями и статусом.

Приобщение к общественной жизни начинается с того, что ребят принимают в октябрята, после чего пионеры совместно с учителем приступают к распределению октябрятских поручений. Выполнение поручений способствует развитию у детей исполнительности, самостоятельности и организаторских способностей. В этот период важное значение уделялось сборам звездочки. Это первые собрания в жизни октябрят, на которых они привлекаются к общественной работе. Подобные мероприятия вызывали у детей желание сообща выполнять задания, вместе играть. Задания октябрят на сборах носят конкретный характер: они рисуют, вырезают флажки, звездочки, разучивают песни, играют, совершают экскурсии по школе, в библиотеку, ближайшие от школы учреждения. Каждая звездочка выбирает командира, санитара, хозяйственника, игровика, цветовода и т.д. поручения в звездочке меняются через небольшой промежуток времени, чтобы дать детям возможность побывать в разных ролях. Иногда поручение даются не отдельным ребятам, а целой звездочке. Выполнение задания сообща приучает первоклассников к совместным действиям, позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общее дело, ощутить радость от коллективной деятельности и увидеть зависимость конечного результата от индивидуальных усилий каждого. Все это сплачивает детей, открывает простор для творчества, обогащает общение между членами звездочки.

Например:

- "хозяева класса"- под руководством учителя октябрята проветривают и убирают класс, вытирают доску, наводят порядок в шкафу и на полках, т.е. выполняют роль дежурных;

- "зеленый патруль"- вместе с учителем октябрята ведут календарь погоды, ухаживают за цветами, сажают растения, отмечая на табличке их названия;

-"санитары"- октябрята по очереди проверяют чистоту лица, шеи, рук, воротничков, отмечают все это в санитарном листке;

-"библиотекарь"- ребята заботятся о классной библиотеке, которую собирает весь класс, выдают книжки для чтения, отмечая их в отдельной тетрадке.

Когда срок, отведенный на выполнение поручений, заканчивается, командир рассказывают о выполненом. Далее проводятся простейшие интеллектуальные игры, загадываются загадки. В конце сбора учителем и вожатым оцениваются достижения звездочки, поскольку младший школьник в силу небольшого жизненного опыта особенно нуждаются в оценке своей работы, в подтверждении правильности своего поведения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Актуально о образовании:

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Рациональная организация личного труда руководителя ДОУ – условие повышения его эффективности
П.И. Третьяков отмечает, что важным направлением совершенствования управления является рациональная организация труда на всех уровнях. Исследования подтверждают, что в любом учреждении около 90% всех действий и служебных отношений поддаются относительной стандартизации и нормированию. Цель рационал ...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а т ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru