Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 5

Внесли свой вклад в работу по формированию самостоятельности и воспитательные мероприятия. Широко использовались конкурсные программы, которые позволяли ребенку сформировать адекватную самооценку, развивать свои волевые качества, воспитывать эстетический вкус. В экспериментальном классе были проведены следующие конкурсы: Конкурс рисунков на асфальте, конкурс "Этикет в столовой", конкурс рисунков по правилам дорожного движения, конкурс фигурок из желудей и шишек. Участвовали ребята и в организации и проведении праздников. Самостоятельность учеников проявлялась при выборе праздничного костюма, предлагалось самостоятельно подумать и решить: из каких материалов лучше изготовить костюм, чем его украсить. Все это вызывало восторг, интерес учащихся. По словам родителей к каждому празднику ребята проявляли свою самостоятельность: заранее и без помощи родителей учили песни и стихи к празднику, придумывали себе сценические костюмы.

Большой вклад в формирование самостоятельности внесли и родители. В связи важностью родительского участия в становлении детской учебной и не только самостоятельности родителям были даны рекомендации по формированию самостоятельности школьников. С этой целью был предложен список поручений для ребят, который они могли изменять и корректировать в зависимости от возможностей, условий жизни. Например: мыть посуду; стирать белье; ходить в магазин за покупками; накрывать на стол; вытирать пыль; выносить мусор; производить уборку в своей комнате; ухаживать за растениями, животными; заботится о младших и т.д.

В течение учебного года, на собраниях родители делились информацией: где и как проявляется самостоятельность ребят. Например, (со слов родителей учеников) после работы класса на школьной клумбе под руководством учителя, ребят заинтересовала эта деятельность и в дальнейшем они проявили самостоятельность и в домашних условиях выращивали лук и чеснок.

Действенным средством формирования самостоятельности, которое было использовано является групповая форма обучения. В педагогической работе на каждом шагу встречается возникновение микрогрупп, но часто не учитываются, не анализируются закономерности их возникновения и существования. Хотя по сути дела именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Ведь внутренние взаимоотношения членов микрогрупп являются неформальными. Дети здесь связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами. А все это является отличной почвой для передачи друг, другу знаний, взаимопомощи в обучении. Внутри каждой такой группы возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей со знаниями, умениями, возможностями своих товарищей, а также для их оценки. Возникновение такой ситуации чрезвычайно важно, потому что только с ней может произойти резкий скачок в развитии самосознания, который позволит ребенку самому поставить себе задачу, найти пути ее решения. При этом у него сравнительно маленький багаж для оценки своих возможностей, поэтому большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. И о правильности этих решений он может судить, только сравнивая результаты своих действий с успехами и неуспехами других детей. Такая оценка способствует дальнейшей активизации ребенка намного больше, чем оценка со стороны – "хорошо", "плохо". Чаще, основной формой обучения в школе является обучение в форме учитель-ученик. Учитель дал инструкцию – ребенок выполнил ее более или менее успешно; у ребенка возникли трудности - учитель помог. Каждый ученик, в таком тандеме, смотрит на учителя как на главный источник информации, приспосабливается к его требованиям в меру своих и его способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Актуально о образовании:

Информационное пространство и изучение истории в школе
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жес ...

Путешествие в мир веществ
Вступительное слово Учитель. Вы пришли в необычный кабинет (подчеркнуть необычность кабинета, показать таблицы, химическую посуду, склянки с химическими реактивами и т.п.). В этом кабинете происходят таинственные вещи. Прежде чем показать вам интересные опыты, мы выясним, чем же занимаются в этом к ...

Методические рекомендации для логопедов по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи
Анализ литературы показал, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использов ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru