Формирование самостоятельности у младших школьников

Страница 6

Учитывая все это для лучшего контакта детей была организована групповая работа учеников, которые были разбиты на подгруппы по 4-6 человек и размещены вокруг столов лицом друг к другу. Столы для этого были составлены по 2-3 вместе. Подгруппы формировались по личным желаниям учеников. Только при необходимости оказывалась помощь со стороны педагога. При такой работе учащимся было удобнее ориентироваться, подсказывать, помогать друг другу, заглядывать в работы товарищей и т.д. При проведении игр подгруппы-команды соревновались между собой. Были проведены соревнования на смекалку, на каверзные вопросы типа "А знаешь ли ты…"и т.д. Команды сохранялись при подвижных играх и физкультурных паузах.

Деление на подгруппы облегчало дисциплинарный момент. Дети общались с товарищами, сидящими напротив них, более сдержанно, чем это бывало в классе, когда все сидят лицом к доске. Дети меньше шалили. Школьники были очень увлечены групповой работой. С одной стороны, они могли дать себе и другим отчет о своих возможностях, а с другой – были заинтересованы возможностями других.

Однако в групповой работе было очень важным соблюдение общего темпа и ритма, потому что ученики начав приноравливаться к ритму и темпу действий друг друга и таким образом контролировали свои собственные действия, которые из непроизвольных, импульсивных становились произвольными, контролируемыми. Способность наблюдать за работой других, умение выделять главные компоненты в действии необходимо для самообразования младших школьников. Так же как и умение рассказать другим о своих наблюдениях, умение организовать, спланировать свои действия в групповом обсуждении. Каждая подгруппа, принимала задания учителя или выбирала сама вид задания, проводила обсуждения в следующей последовательности. Прежде всего обсуждалась "проблема". Ученики говорили о том, что они уже знают (общий разговор); затем следовало уточнение знаний, ребята ставили перед собой конкретные цели, искали пути и способы их решения (деловой разговор); и, наконец, обсуждалось место каждого в этой деятельности, учащиеся находили для себя подходящий стиль и план действий (индивидуальный разговор). Чтобы дойти до индивидуального разговора по избранной проблеме, надо обязательно освоить два предыдущих типа общения. Только при таком условии деятельность становилась для ребенка понятной, нужной, своей. А это и есть активизация каждого в деятельности.

Активность ребенка в деятельности и уверенность в успехе обеспечивались разговорами и беседами, в которых ученики могли свободно и смело принимать участие. Прямая инструкция взрослого не давала желаемых результатов, поскольку она не соответствовала закономерностям и механизмам развития учеников данного возраста. Чем больше создавалось благоприятных условий для обмена мнениями между школьниками, тем больше активизировалась их общение (желание высказаться своему товарищу, группе детей).

Как уже говорилось, в процессе общения дети пользовались тремя видами бесед: общие, деловые и индивидуальные разговоры. Общие разговоры – это беседа всех учеников вокруг какой-то темы в свободной форме. Беседа опиралась на существующие у детей знания, желания, интересы. Учителю здесь необходимо быть внимательным слушателем и вмешиваться в разговор только в крайней необходимости, косвенно с направляющими замечаниями, а ученикам - уметь и желать слушать друг друга, высказываться по поводу данной темы разговора. Через общие разговоры учитель узнает, какие знания и опыт есть у школьников, на основе которых строятся в последующем деловые разговоры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Актуально о образовании:

Содержание и результаты экспериментальной работы
Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Окунь В. Пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем…оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка э ...

Структура процесса творческой деятельности
Как же ребенок создает художественный образ? Какова структура творческой деятельности? Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к истории данной проблемы. Последовательные шаги творческого процесса, были расписаны только в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц ...

Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности
Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе. Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что- ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru