Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства
История появления мозаики как вида декоративно-прикладного искусства
Мозаика! Это слово в воображении детей связывается с ранним детством, с настольной игрой, состоящей из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружков со шпеньками. На специальных подставках с углублениями или отверстиями, в самих коробках (в зависимости от разновидности игрушки) можно было выложить чудесные узоры. Их разбирали и составляли снова. Все узоры были не похожи друг на друга в этом и была увлекательность игры.
Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать, навечно. Работают над ними специальные художники. Мозаика - один из основных видов монументально-декоративного искусства. Особым видом мозаики является инкрустация.
Для работы используют гальку, камни разных размеров, непрозрачное стекло «смальту», керамическую плитку и т.п. Эти материалы с помощью вяжущих составов закрепляют на украшаемой поверхности по определенному рисунку, узору.
Мозаикой украшали и украшают главным образом наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, отделывают сооружения малых архитектурных форм - фонтаны, декоративные стены-панно и др.
Мозаичные работы имеют давнюю историю. Еще в далекой древности храмы Двуречья украшали несложные узоры, выложенные, из разноцветных кружочков глины. В античной Греции мозаикой выкладывали полы зданий, используя для этого черную, белую и цветную гальку.
В Византии для мозаичных работ употребляли смальту (непрозрачное цветное стекло), полудрагоценные камни.
В Средней Азии старинные мечети, дворцы, мавзолеи могущественных правителей украшали мозаичными узорами из кирпичей, покрытых разноцветной глазурью. Эти сооружения, просуществовав несколько столетий, не потеряли своей красоты и оригинальности. Хорошо сохранилась мозаика времен Киевской Руси (Софийский собор в Киеве).
В Лаосе необычную мозаику создают из цветных кусочков зеркал, которые, переливаясь и сверкая на солнце, производят неповторимое зрелище.
В разные эпохи и в разных странах мозаика приобретала своеобразие, как по используемым материалам, так и по узорам или рисункам.
В XVIII в. в России возродил мозаику ученый и поэт М.В. Ломоносов. Он отдал изучению этого искусства 15 лет жизни, провел тысячи опытов над цветными стеклами. Результатами его исследований были мозаичный портрет Петра I и большое панно «Полтавская битва».
В наши дни мозаика стала монументальным искусством. В Москве, Киеве, Санкт-Петербурге и ряде других городов наружные и внутренние стены домов, подземных вестибюлей метро и другие сооружения украшаются мозаикой. Для этих работ используются цветная керамика, мрамор, смальта, белый и красный кирпич, цветное стекло. Ведутся поиски применения пластических материалов. Мозаику употребляют также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства: кувшинов, тарелок, чаш и других предметов.
Существует специальная технология выполнения мозаики, которая зависит от используемых материалов, назначения работ, приемов «набора» узоров или рисунков.
В настоящее время мозаичные работы все больше и больше привлекают внимание художников, любителей, педагогов, которые проводят интереснейшие занятия с детьми.
Мозаичные работы, выполняемые художниками, мастерами-специалистами, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев даже младшего школьного возраста.
Вначале детей надо познакомить с общими вопросами, связанными с мозаичным искусством, а затем совместно продумать вопрос о том, какие материалы можно использовать для работы в кружке. Дети выясняют, что для мозаичных работ можно использовать гальку, цветное стекло, черепки разбитой посуды, цветную плитку, а также кусочки пластмассы, окрашенную яичную скорлупу, цветную бумагу. Все эти материалы можно раздобыть самостоятельно или с помощью взрослых. Небольшие камешки разных цветов нетрудно найти на берегах ручьев, рек, у моря. Цветные черепки битой посуды собирают постепенно и укладывают в коробки. Отходы цветных керамических плиток часто остаются неиспользованными на строительных площадках. По согласованию с руководителями стройки этот материал можно собрать в сумки или мешочки из ткани, в коробки. Пластмассовые материалы собирают по-разному. В каждом доме приходит в негодность множество предметов из пластмассы: игрушки, посуда, мыльницы и т. п. Все это может пригодиться в мозаичных работах. Много ненужных отходов остается на предприятиях, где изготовляют пластмассовые изделия. Руководитель кружка заранее договаривается о передаче этих отходов в фонд кружка.
Актуально о образовании:
Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее
игра дошкольник воспитатель творческий Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы Игра «Школа» В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна. Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете ...
Характеристика кружковой работы по физическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
В комплексной программе направленной на физическое воспитание детей разного возраста включены различные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий спортивных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Педагогическая организация досуга реб ...
Физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...