Объектом исследования данной дипломной работы является модульная технология преподавания химии в средней общеобразовательной школе.
Программа исследований включала в себя следующие задачи:
1)теоретическое изучение модульной технологии преподавания по литературным источникам и ознакомление с правилами составления планов-конспектов модульных уроков (2010 г.);
2)составление планов-конспектов уроков по химии на основе модульной технологии (2010-2011гг.);
3)проведение педагогического эксперимента с использованием составленных планов-конспектов уроков химии по модульной технологии (2011-2012 г.);
4)обработка полученных данных и оформление дипломной работы.
Методика исследований. Были разработаны уроки по химии для восьмых и девятых классов на основе модульной технологии. Они были применены на практике для выявления эффективности усвоения материала по данной технологии. Были разработаны и применены модульные уроки по следующим темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практическое решение задач по теме металлы", "Кислород и сера", "Аммиак", "Оксиды азота, азотная кислота", "Соединения фосфора", "Углерод и кремний", "Алканы. Метан", "Алкены. Этилен", "Алкины. Ацетилен", "Одноатомные спирты". Модуль "Кислород и сера" рассчитан на четыре урока – "Подгруппа кислорода. Строение атома, нахождение в природе кислород и сера", "Химические свойства кислорода и серы", "Оксиды серы. Серная кислота", "Химические свойства и применение серной кислоты". Модуль "Углерод и кремний" рассчитан на три урока – "Строение атома, физические и химические свойства углерода и кремния", "Оксиды углерода и кремния", "Угольная и кремниевая кислота". Модуль "Одноатомные спирты рассчитан на два урока – "Строение, изомерии и физические свойства одноатомных спиртов", "Химический свойства и получение этанола". Таким образом, всего было разработано и проведено двадцать один урок согласно данной технологии. В ходе педагогического эксперимента были получены оценки за уроки, которые собраны в таблицы с приведением имени, инициала фамилии ученика и полученной им оценки за урок. Эти данные в дальнейшем и подвергались математической обработке, с целью выявления эффективности модульной технологии обучения химии. Среди основных параметров эффективности урока средний балл, процент качества, степень обученности учащихся. В качестве примера приведен план-конспект модульного урока по химии на тему "Аммиак" (таблица 2). Модули остальных двадцати разработанных уроков приведены в приложении А.
Таблица 2 – Модуль урока по теме "Аммиак"
УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Балл получен |
Указания к выполнению работы |
УЭ-0 |
Цель: Формирование знаний о составе, строении и свойствах аммиака (горение в кислороде, взаимодействие с водородом и кислотами), применение; умение составлять уравнения химических реакций . |
На доске: дата и тема урока Тема: "Аммиак" Д/з: §12, упр. 2, 4, 9. Записать тему урока в тетрадь, в дневник домашнее задание. | |
УЭ-1 |
Цель: Определение исходных знаний учащихся. Задание: Химическая разминка. а) назовите возможные степени окисления азота; б) в каких случаях азот будет проявлять окислительные свойства, и в каких – восстановительные? в) перечислите физические свойства азота. г) в чем причина химической инертности азота? д) при каких условиях азот вступает в реакции с другими веществами? е) в каком виде азот встречается в природе? з) какова роль азота в жизни природы? |
Работа с учителем, работает весь класс, отвечаем на вопросы, дополняем. | |
УЭ-2 |
Цель: Изучение нового материала. Строение молекулы и физические свойства аммиака. Задание: Прочитать материал учебника с.56-57, §12. Запишите электронную и графическую формулу аммиака в тетрадь. |
Работа с учебником. | |
Дать понятие аммиак, нашатырный спирт, аммиачная вода, записать в тетрадь. |
Дать понятия определениям. За определение - 1 балл, всего 3 балла. | ||
УЭ-3 |
Цель: Изучение химических свойств аммиака. Применения аммиака. Задание: Смотрим демонстрационный опыт по взаимодействию аммиака с хлородовородом. Записать уравнение химической реакции увиденного опыта в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Смотрим демонстрационный опыт по взаимодействию аммиака и водой. (малиновый "фонтан"). Записать схему реакции аммиака с водой. Прослушать рассказ учителя о применении аммиака. Записать наиболее запомнившиеся факты. |
Просмотр демонстрационного опыта. Составление уравнения реакции - 1балл. Просмотр демонстрационного опыта. Составить схему реакции – 1 балл. | |
УЭ-4 |
Цель: Закрепление изученного материала. Задание 1. Осуществить превращения по схеме: а) Азот→ Аммиак → Оксид азота (II) б) Нитрат аммония → Аммиак → Азот в) Аммиак → Хлорид аммония → Аммиак → Сульфат аммония Для ОВР составить е-баланс, для |
Работать самостоятельно, письменно в тетради, за правильное уравнение – 1 балл. Всего 10 баллов. | |
РИО полные, ионные уравнения [30]. 2. Напишите три уравнения химических реакций, в результате которых образуется аммиак. | |||
УЭ-5 |
Подведение итогов урока А) Доволен ли ты сегодня собой на уроке? а) б) в) Б) Оцените свою работу на уроке Поставь себе оценку за урок. Для этого посчитайте набранные баллы и рассчитайте свою оценку по следующей формуле: Оценка = (X*10)/15 где X – количество набранных баллов. Спасибо за урок! |
На полях тетради поставить ответ вопроса А. Высчитать свою оценку за урок. Сдать тетради учителю. |
Актуально о образовании:
Характеристика творческой деятельности и её условий
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII веке Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство со ...
Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...
Направления и формы кружковой работы по физическому
воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
Физическое воспитание в ДОУ, учитывая основные задачи по их реализации осуществляется через: -Разработку и апробацию диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности. -Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). ...