Задачи экспериментальной работы:
-исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников;
-организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента;
-организация творческой деятельности на разном материале на занятиях по художественному труду.
-количественный и качественный сравнительный анализ результатов творческой экспериментальной деятельности;
-разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на повышение уровня развития творческих способностей детей.
Работа проводилась с использованием следующего материала: природного материала, бумаги, картоны, бисер, текстильный материал и фурнитура.
Прежде всего, для работы с учащимися мы определили круг необходимых теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении. Эти сведения включают:
-единство функции и формы
-соответствие формы и материала
-соответствие формы и цвета
-знания о средствах гармонизации: пропорции и пропорциональность, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.
Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической эстетике, художественное видение предмета или группы предметов, их выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы, материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в изделии.
Важно постоянно анализировать детские работы, чтобы определить отставание отдельных учеников, а также оценивать их работы. Учителя часто формально подходят к данному этапу урока, что является ошибкой. Уже с первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Весь класс следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожным с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. Нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество.
Наш класс с легкостью справился с этим заданием, показав неплохой уровня развития воображения.
Проводили анализ детских работ по следующим параметрам:
По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, какой творческий подход был использован в создании образа. На сколько характерно выдержан образ.
По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии? Как использовались его свойства, цвет, форма?
По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?
Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.
По эмоционально-эстетическому отношению к работе. Насколько эмоционально ребенок относится к заданию, к процессу, к продукту? Какие типы заданий предпочитает (предметные, сюжетные, декоративные)?
Какие материалы и технологии вызывают больший эмоциональный отклик?
Как он сам оценивает свою работу и работы других?
По уровню творческой деятельности.
Что нового ребенок внес в изображение, в технологический процесс?
Насколько он сумел проявить свое личностное видение?
Практические задания выполняются индивидуально или в группах, иногда с предварительным обсуждением и обязательно с оценкой (проверкой) результата. Ряд заданий можно предложить учащимся для домашней проработки.
«Наблюдение»
Этот блок заданий формирует деятельность наблюдения, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий:
прочти схему, объясни ее выполнение, найди черты сходства и различия предлагаемых изделий;
выдели и назови приемы, использовавшиеся при создании данного изделия;
выдели части целого, определи их количество
Актуально о образовании:
Упражнения на выполнение геометрических преобразований на плоскости и в
пространстве
Этот тип включает упражнения на различные геометрические преобразования исходных образов пространственных фигур, которые выполняются как в пределах плоскости, так и в пространстве. К ним можно отнести следующие задачи. а) Задачи на отыскание множеств точек – образов при определенном геометрическом ...
Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...
Российское образование в Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система бы ...