В современных педагогических исследованиях рассматриваются в основном три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. Это деление зависит от качества, содержания заданий, которые составляются педагогом для всех, для каждого учащегося отдельно, для отдельных групп.
В педагогической литературе рассматриваются и другие организационные формы: основные и неосновные. Отсюда - общеклассные (или фронтальные), бригадные (или групповые) и индивидуальные учебные занятия.
Следует отметить условность определения вспомогательных форм занятий, так как некоторые из них перешли из разряда нестандартных уроков и стали претендовать на место основных форм организации работы. На практике различные организационные формы чаще всего применяются в сочетании. Например, экскурсия может завершиться выставкой, туристский поход - конкурсом друзей природы и т.д.
При организации педагогического процесса в условиях летнего отдыха детей необходимо учитывать основные требования: научно обоснованное планирование, координацию усилий ее участников, стимулирование, оперативный контроль и учет.
На первом этапе организации творческой деятельности педагог осуществляет выбор и формулировку цели. «Цель есть предполагаемый результат деятельности . Следовательно, задачей является осуществление цели», - отмечает И.П. Подласый. Организация деятельности представляет собой следующие действия педагога: определение цели, задач, осуществление планирования, сбор детей для выполнения определенной деятельности, постоянный оперативный контроль, корректировка хода работы, помощь затрудняющимся, подведение итогов деятельности.
Цель выступает как способ объединения в целое определенных, последовательных и различных действий человека. От правильной постановки целей и задач зависит многое: целенаправленная деятельность, организующая определенным образом психику учащихся (внимание, восприятие, память, воображение, волю и т.п.), организация коллективной деятельности, вскрытие причинно-следственных связей между целями разных уровней. Следовательно, цель - это основа, на которой выстраивается вся дальнейшая работа.
Второй этап – планирование деятельности. План - это заранее намеченный порядок, последовательность в осуществлении чего-либо, замысел, проект, являющийся основанием той или иной деятельности. Можно выделить разные формы планирования: целевое, сетевое, графичеекое, тематическое.
Организуя творческую деятельность школьников, важно четко планировать ее. Оптимальная организация такой деятельности предполагает подбор заданий, упражнений с постепенным возрастанием трудности. Непременное условие в работе с детьми - постепенное расширение.и усложнение деятельности как ступеней активности-учащихся, первое без второго, как и второе без первого развиваться не могут. Расширение деятельности и исключение фактора сложности неизбежно приводит к адаптации, затуханию интереса как мощного стимулятора активности, к бесперспективности в работе, ремесленничеству. Чтобы избежать этого, важно правильно выбрать форму и приемы организации художественно-творческой деятельности школьников. Выбор форм организации прежде всего, зависит от целей и задач деятельности, ее стадий и приемов, содержания и характера, возрастного состава участников. Выбор форм определяется также состоянием материально-технической базы, уровнем и условиями развития творческих способностей, опытом и квалификацией педагога.
Актуально о образовании:
Специфика специализированного технического образования
С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Суще ...
Возрастные особенности младших школьников
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Материализм продолжает все больше до ...
Управления самостоятельной деятельностью студентов
Анализ современных исследований по проблеме самостоятельной работы студентов показывает, что осуществлять личностный подход, организовывая самостоятельную деятельность студентов, очень сложно. Существующие способы организации самостоятельной работы, традиционные и нетрадиционные, несмотря на внешне ...