В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных функций, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, моторики и серийной организации движений.
Исследование графо моторных функций проводилось при использовании следующих методик: методика оценки графо - моторных функций по М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), графический диктант.
1. Методика оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких.
Материал: листы бумаги А4, на которых расположены 16 заданий, каждое из которых предполагает выполнение определенных действий.
Инструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги и не разворачивай лист при выполнении всех заданий».
Задание 1. «Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш».
Возможные оценки – 0, 1 баллов
1 балл – нарисована непрерывная линия от точки до звездочки, изгиб или небольшой угол не влияет на оценку:
* если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
* если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.
0 баллов
* если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а так же если сделаны исправления;
* если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более 0,5 см от стимулирующих точек;
* если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).
Задание 2. «Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Нарисуй середину первой линии, а затем – второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш».
Возможные оценки - 2,1,0 баллов
2 балла
* если нарисована непрерывная линия от середины левой линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;
* если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;
* если линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см. от середины стимулирующих точек сверху или снизу.
1 балл
* если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем 0,5 см., но не более чем на 1 см;
* если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см.
0 баллов
* если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а так же с небольшими исправлениями;
* если линия выходит за пределы стимулирующих линий, начинается или заканчивается на расстоянии более чем 1 см. от стимулирующих линий.
Задание 3. «Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки».
Возможные оценки – 2, 1, 0
2 балла
* если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или небольших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;
* если ребенок отрывал карандаш, но линия непрерывная, без явных разрывов и острых углов;
* если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем 0,5 см.
1 балл
* если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий;
*если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см.
0 баллов
* если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий;
* если видны разрывы или острые углы;
* если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см.;
* если нарисованная линия короче стимулирующих линий (справа или слева) более чем на 0,7 см.;
Актуально о образовании:
Программа занятий астрономического кружка
Данная программа предусмотрена для учащихся 5-9 классов основной общеобразовательной школы, рассчитана на учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов «Астрономия». 35 часов, один урок в неделю. Кружок ставит цели - совершение участниками научно-значимых открытий, - по крайней мере, микрооткрытий - в области а ...
Разделение студентов по группам на основе анализа их познавательной
самостоятельности
Демократизация всех сторон экономической и общественной жизни существенным образом отразилась на социокультурные позиции учителей. Состоялось движение механизма саморазвития школы; оказалось, что его источники находятся в творчестве учителей, в их инновационной деятельности. Центральной, если не гл ...
Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...