Тема: Характеристика химического элемента по его расположению в периодической системе и строение атома.
Цель урока:
Повторение пройденного материала.
Развивать навыки самостоятельной работы.
Учить давать характеристику химического элемента по его положению в периодической системе и строению атома.
Дать представление об особенности строения элементов на примере серы.
Формировать:
представление о строении веществ;
умение описывать химические элементы;
расширять кругозор познаний учащихся о строении элементов.
Опорные понятия: атом, энергия, химический элемент, ядро, протон, нейтрон, электрон, энергетический уровень, амфотерность.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (работа по карточкам – 3 ученика, фронтальный опрос).
Карточки:
Атомы каких элементов легче теряют электроны: а) лития или натрия; б) магния или фосфора? Почему?
Вычислить, какой объем иодоводорода надо взять, чтобы его масса была равна массе хлороводорода объемом 11,2 дм3.
Вопросы:
Как изменяются радиусы атомов и ионов в группах и периодах периодической системы? У атома какого элемента, хлора или брома, радиус больше? Почему?
Что такое энергия ионизации? Что она выражает и как изменяется по периодам и группам?
Что такое энергия сродства к электрону? Почему у неона Ne отсутствует такая характеристика?
Дайте определение электроотрицательности элемента. Что характеризует эта величина?
Объяснение нового материала.
Периодический закон Д.И. Менделеева.
Характеристика химического элемента.
Описание любого химического элемента по алгоритму:
Общие сведения об элементе:
а) название химического элемента;
б) его химический знак;
в) относительная атомная масса.
Положение химического элемента в периодической системе:
а) атомный порядковый номер;
б) номер периода;
в) номер группы и ее тип: А или В.
Состав атома элемента:
а) заряд ядра атома;
б) число протонов, электронов и нейтронов.
Электронное строение атомов элемента:
а) электронная схема атома;
б) электронная формула атома;
в) электронно-графическая схема атома;
г) электронная конфигурация внешнего энергетического уровня;
д) электронный тип элемента.
Состав и свойства простого вещества:
а) металл-неметалл;
б) формула простого вещества;
в) агрегатное состояние при обычных условиях.
Степень окисления элемента в высших оксидах и летучих водородных соединениях. Электроотрицательность.
Формулы оксидов и соответствующих им гидроксидов. Характеристика кислотно-основных свойств этих соединений.
Формула летучего водородного соединения.
Охарактеризуем согласно приведенному алгоритму химический элемент – S.
Сера
Название химического элемента – S, химический знак – S, относительная атомная масса – 32.
Сера – элемент с атомным номером 16, находится в 3-м периоде, IV А группе.
Заряд ядра атома серы +16, следовательно, в ядре находится 16 протонов, а общее число электронов также 16. Основной нуклид 16 32S содержит в ядре еще 16 нейтронов.
Актуально о образовании:
Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей с
нарушением интеллекта на занятиях лечебной физической культуры
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В быту человеку ежеминутно т ...
Принцип реабилитации детей с задержкой речевого развития
Чрезвычайно важно осуществлять лечебно коррекционную работу в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах. Следует помнить, что вся психоло ...
Роль воспитателя при работе в центрах активности
Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. В группе размещаются следующие центры: сюжетно-ролевой, строительства, литература, искусство, манипулятивный, песок и вода, наука. В центрах содержатся разнообразные материалы ...