Образовательно-воспитательная работа с детьми должны сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы взрослых с детьми, самостоятельную работу дошкольников.
Наряду с общими требованиями, предъявляемыми ко всем детям, программа «Шаг за Шагом» предусматривает вариативность – учитывая индивидуальность каждого, давая возможность любому ребенку отыскивать собственные «модели учения», развиваться в оптимальном для него темпе (см. таблицу №2.2).
Таблица №2.2.
Непрерывность ориентированного на ребенка обучения
Менее ориентированное на ребенка обучение |
Наиболее ориентированное на ребенка обучение |
Воспитатели предписывают детям заниматься одним и тем же одновременно. |
Воспитатели признают, что дети развиваются каждый по-своему. По своему собственному расписанию имеют индивидуальные потребности |
Воспитатели полностью активны, направляя, говоря, наставляя. Дети большую часть времени работают над поставленными задачами. |
Воспитатели действуют прежде всего как помощниками, а затем обучение происходит главным образом в различных центрах. |
Типу материалов, предоставляемых детям, придается мало значения. |
Материалы, используемые для обучения, являются жизненно важной частью обучения. |
Упор делается на результат конкретного обучения. |
Обучение – это постоянный процесс. |
Внимание сосредоточено на узко познавательных навыках и на конкретных, фрагментарных разделах содержания. |
Разделы содержания группируются по возможности вокруг главных идей. Обучение навыкам происходит в значащем контексте. |
Обучение сосредоточено на абстрактно построенных материалах и идеях. |
Детям предлагаются конкретные учебные занятия с Известным багажом опыта. |
Решения по учебному плану принимаются воспитателем, который пользуется руководством к учебному плану. |
Решения по учебному плану основываются не только на руководстве к учебному плану, но и на наблюдениях воспитателя за детьми и их оценке. |
Все решения принимаются воспитателем. |
Дети подключаются к принятию решений о том, с кем они хотят работать и что они хотят изучать. |
Так, если для ребенка самоценна, например, такая деятельность, как рисование, то такие средства познания, как сенсорные и измерительные эталоны, наблюдение, экспериментирование, моделирование, можно ввести в процесс этой деятельности.
Успех образовательного процесса возможен:
- при создании таких развивающих заданий, лежащих в русле самоценных форм активности ребенка, которые позволяют ему самостоятельно приобрести
новый опыт, совершить открытие, проявить себя творчески;
- при создании социальных условий, необходимы для поддержки разных видов самоценной активности детей;
- при условии непрерывности ориентированного на ребенка обучения.
Сочетание самостоятельного учения ребенка и обучение его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет суть личностно-ориентированной дидактики.
Развивающие задания для дошкольников, должны быть направлены на расширение их субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного характера (таких, как «живое», «неживое», «движение», «качество», «количеств», «причина», «следствие», потребности», «ресурсы» и др.
Задания должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления об окружающем мире, расширять составляющие субъективного опыта каждого ребенка.
Успешность выполнения этой цели зависит от:
- диагностирования детей с целью определения психологических особенностей каждого ребенка, подготовки рекомендаций для обучающихся взрослых;
- составления проектов (тем) программ работы с детьми по каждому виду деятельности (игра, спорт, литературно-художественная, художественно-изо- бразительная, музыкально- театрализованная, речевое общение, труд.
Миссия Фонда Сороса (Нью-Йорк) состоит в том, чтобы оказать посильное содействие демократическим силам в странах центральной и восточной Европы. Одним из путей реализации данной миссии является помощь в образовании молодого поколения. Педагоги 28 стран мира (в т.ч. Белоруссия, Болгария, Молдова, Россия, Румыния, Украина, Эстония) выразили согласие поддержать эту инициативу. Эту инициативу поддержали и педагоги Казахстана. Мы являемся 23 страной принявшей данную программу. Наш учебно-воспитательный центр принял эту программу в 1998 году.
Актуально о образовании:
Содержание и результаты экспериментальной работы
Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Окунь В. Пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем…оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка э ...
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе
Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования - это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Он был сторонником строго продуманного плана обучения в средней школе и требовал определен ...
Значение интерактивных форм и методов обучения
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых; развитие навыков анализа, ...