Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, поскольку использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими детьми одновременно, в то же время используя индивидуальный подход в виде вариативности заданий, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя на уроке.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе села Омми Амурского района.
В эксперименте участвовали 10 детей 1 и 2 класса, зачисленных на логопедический пункт при общеобразовательной школе.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.
Для решения первой задачи мы проанализировали данные диагностики психолога и логопеда. По данным логопедической диагностики дети первого класса Чернов А., Елов Д., Ким Е., Подокост Н. и Носик Е. имеют речевое заключение – общее недоразвитие речи третьего уровня. Речевое заключение – нарушения письма и чтения, обусловленные неярко-выраженным общим недоразвитием речи имеют пять детей второго класса: Лоскутникова Н, Макарова В., Топилова А, Набок И., Некрасова Д.
Анализ особенностей речевого развития показал, что все дети имеют сложности в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов (Приложение 1, таблица 1, Приложение 2, таблица 2, Приложение 3, таблица 3).
Так, все дети первого класса имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов, нарушения произношения одной и более групп звуков, анализ и звукового состава слова не сформирован – 100 %, синтез – не сформирован 40 %, сформирован недостаточно – 60 %. Дети второго класса имеют нарушение звукопроизношения – 20% и недостаточность развития функции языкового анализа 100%, вследствие этого допускают дисграфические ошибки на письме.
Все дети имеют низкий уровень сформированности лексических средств (100%). Так, никто из детей не смог выполнит заданий на обобщение, классификацию, без помощи педагога, бедность словарного запаса характеризуется преобладанием номинативного словаря в рамках обиходно-бытовой тематики, резко снижены объемы атрибутивного и предикативного словарей.
Анализ состояния сформированности грамматических средств выявил следующее: у всех детей (100%) зафиксирован низкий уровень развития данных процессов. Дети не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.
Анализ данных входной диагностики психолога выявил следующее: почти все дети имеют значительное отставание от нормы по уровню сформированности психических функций. Так, все дети (100%) имеют низкий уровень осведомленности, пространственно-временные представления сформированы недостаточно. Уровень сформированности внимания – ниже нормы 100%, переключаемость внимания – недостаточная, отвлекаемость повышенная. Контроль – навыки контроля и самоконтроля находятся на низком уровне, учащиеся неспособны адекватно спланировать свою деятельность, не могут фиксировать свои ошибки, продуктивность деятельности - ниже нормы (100 %). Уровни сформированности памяти: зрительная память – в пределах нормы 80 %, ниже нормы – 20 %. Слуховая память – низкий уровень 100 % детей. Долговременная память – ниже нормы 80 %, низкий уровень – 20 %. Относительно операций мышления было выявлено следующее: 70 % детей затрудняются при выполнении заданий на обобщение, классификацию, 30 % могут сделать это самостоятельно, использую стимулирующую помощь педагога. Задания на аналогии -100 % детей выполнили их с результатом ниже нормы.
Актуально о образовании:
Центры дополнительного образования в системе культуры Советского района
Демократизация и гуманизация системы образования создали условия для активного развития сферы дополнительного образования детей, объективно объединяющей в единый образовательный процесс воспитание, обучение и развитие. Основное предназначение УДО (учреждение дополнительного образования) – творческо ...
Игры, тренинги
1.Познакомимся с увлекательными играми, которые помогут развивать память. За каждую игру Вы будите получать какое-то количество баллов, в конце занятия мы их посчитаем и узнаем хорошая ли у Вас память. Игра 1: Нам потребуется 2 "одинаковых " рисунка с некоторыми отличиями. В начале показы ...
Становление методики обучения биологии в Новое
время
К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная п ...