Анализ психолого-педагогических теорий личности и концепций одаренности, теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с одаренной молодежью и результаты экспериментального исследования позволили нам сделать следующие выводы:
Анализ существующих в зарубежной и отечественной литературе концепций одаренности показал, что определение и сущностная характеристика одаренности достаточно противоречива. В одних случаях одаренность идентифицируется с определенными способностями, либо умственными, либо специальными, в других – рассматривается как опережающее развитие.
Положение Л.С. Выготского об универсальности закономерностей развития аномальных, «нормальных» и одаренных детей, позволяет считать, что в развитии ребенка не столь важно превалирование отдельных сторон психики, сколько взаимосвязь, взаимоотношения, взаимодействие высших психических функций. И поэтому необходимо весь социально-культурный арсенал образования и воспитания направить на активизацию взаимодействия интеллекта и аффекта в соответствии с возрастными новообразованиями и теми особенностями, которые характеризуют тот или иной тип детей.
Творческая разработка идей Л.С. Выготского о социально-исторической сущности развития высших психических функций человека в контексте психологических проблем одаренности определила возможности и основания для: во-первых, разработки концепции личностного подхода к развитию одаренных детей; во-вторых, расширения сущностной характеристики категории одаренности как уникального феномена человеческой личности.
Рассмотрение личности одаренных, как целостного системного развивающегося образования, определяет обоснованность единства принципов личностно-ориентированного, динамического и прогностического подходов в диагностике одаренных детей и молодежи. Реализация данных принципов позволяет увидеть особенности личностного развития одаренных школьников. Они проявляются в дисгармонии развития интеллекта и аффекта: значительном разрыве между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности, компонентами самосознания; наличии у достаточно существенного процента одаренной молодежи негативных свойств личностного развития. Такая картина представляется требующей особого внимания, так как речь идет об одаренных детях, обладающих более высоким личностным потенциалом по сравнению с их сверстниками, и являющихся фактором развития общества.
Основной причиной такого искаженного развития является односторонняя направленность традиционной системы образования и воспитания на определение специальных способностей, их узконаправленное развитие без учета закономерностей развития психики, целостного подхода к личности, ее творческого потенциала и единства когнитивного и эмоционального, интеллекта и аффекта.
Гармоничное развитие одаренной молодежи возможно только при реализации педагогической поддержки на всех уровнях социально-психологического и педагогического воздействия. Модель развития личности одаренной молодежи включает такие взаимосвязанные блоки как: а) методологический, б) диагностический, в) психокоррекции личности и поведения, г) творческого развития и гармонизации личности, д) образовательный. Конечной целью этой модели является высокоинтеллектуальная конкурентоспособная самодостаточная личность, способная реализвать свой творческий потенциал, ориентированная на личностный рост, личностное саморазвитие. В данной модели образование рассматривается как культурная развивающая среда, в которой обучающийся выступает как субъект культуры, собственного творчества и индивидуального развития. Модель личностного подхода к развитию одаренной молодежи наиболее соответствует гуманистической парадигме образования и реализуется на всех уровнях социально-психологического и педагогического воздействия.
Важными направлениями деятельности школы являются: создание условий для саморазвития одаренного старшеклассника как субъекта культуры, собственного жизнетворчества; оказание помощи молодому человеку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей.
Особое место в деятельности учебного заведения должно занимать формирование психолого-педагогической готовности кадров к работе с одаренными детьми, предусматривающей подготовку к осуществлению программ психологической диагностики, коррекции, гармонизации и развития личности одаренной молодежи. Такие программы представляют собой обоснованное воздействие педагогов на внутренний мир человека (его желания, переживания, познавательные процессы) на основе ориентации на собственные резервы личности, на закономерности и механизмы саморазвития человека.
Актуально о образовании:
Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе
Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования - это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Он был сторонником строго продуманного плана обучения в средней школе и требовал определен ...
Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы
По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начис ...