Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц).
Стилистика – довольно молодая наука и потому имеет еще достаточно размытые границы. По-разному трактуются предмет и задачи стилистики, характер и объем, содержание ее как языковедческой дисциплины, взаимоотношения с другими филологическими науками. В языкознании одна из первых попыток выделения функциональных стилей на основании языковых функций принадлежит A.M. Пешковскому, Р.А. Будагов выделяет речевые стили, связывая их со сферой общения. Термин «практическая стилистика» используется у Г.О. Винокура, К.И. Былинского, В.В. Виноградова, Д.Э. Розенталя и других исследователей.
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Варианты, или разновидности литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями языка. Эти разновидности, возникнув на экстралингвистической основе, но будучи тесно связанными с содержанием, целями и задачами высказывания, стали различаться друг от друга также и внутриязыковыми признаками: принципами отбора, сочетания и организации используемых языковых средств.
В соответствии с вышеназванными функциями для большинства современных языков можно выделить следующие функциональные стили:
– разговорный (в котором доминирует коммуникативная функция);
– научный (в котором доминирует информативная функция, имеющая когнитивный характер);
– официально-деловой (в котором доминирует информативная функция, обусловленная данной сферой коммуникации);
– публицистический (в котором доминируют информативная и воздействующая функции);
– литературно-художественный (в котором доминирующая эмоционально-экспрессивная функция принимает вид поэтической функции).
Первый стиль противопоставлен всем остальным по признаку «книжности – некнижности», что связано с разграничением устной и письменной форм речи.
Понятно, что все функции языка взаимодействуют друг с другом: так, в публицистическом стиле одинаково релевантна функция сообщения и функция воздействия, поэтическая же функция литературно-художественного стиля имеет под собой избирательную основу, складывающуюся из индивидуальных творческих потенций; в научном стиле языка информативная функция опирается на еще одну важнейшую функцию языка – когнитивную, непосредственно связанную с деятельностью сознания.
Итак, наша речь стилистически неоднородна. Ее стилистические различия создаются совокупностью языковых особенностей (лексических, грамматических, интонационных и др.), придающих ей определенную стилистическую окрашенность, т.е. делающих ее или разговорной, или официально-деловой, или научной.
Следует также отметить, что проблема классификации функциональных стилей до сих пор остается одной из самых дискуссионных.
В качестве оснований для классификации функциональных стилей разными учёными предлагаются различные критерии:
1) функции языка (А.М. Пешковский, В.В.Виноградов, Д.Э. Розенталь);
2) структура речевого акта (Д.Н. Шмелёв);
3) форма речи: устная и письменная (Р.А. Будагов);
4) структурно-лингвистическая специфика языка (Л.В. Щерба, А.К. Панфилов);
5) комплекс критериев: особенности «языкового состава» речи, её форма, функции, жанры (Б.Н. Головин);
6) сферы общения (М.Н. Кожина).
К числу дискуссионных относится и вопрос о месте художественного стиля в ряду других функциональных стилей современного русского литературного языка. Одни исследователи (В.Д. Бондалетов, И.Р. Гальперин, А.И. Горшков, В.Д. Левин, Л. Ю. Максимов, Н.А. Мещерский, В.П. Мурат, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелёв и др.) считают, что художественный стиль не относится к числу функциональных стилей. В качестве аргументов приводятся следующие доводы:
1) использование в художественной речи языковых средств разных функциональных стилей;
2) отсутствие специфических языковых примет, свойственных именно художественной речи;
3) наличие у художественной речи особой эстетической функции; создание словесных образов;
4) неправомерность объединения понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы».
Однако сторонники выделения художественного стиля в ряду других функциональных стилей (Р.А. Будагов, А.Н. Васильева, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Б.Г. Головин, М.П. Демидова, А.И. Ефимов, М.Н. Кожина, В.П. Москвин, О.Б. Сиротинина, Л.Г. Смирнова, Г.Я. Солганик и др.) опровергают все эти доводы.
Но при всем разнообразии проблем, которыми занимается стилистика, это единая наука, главная задача которой состоит в изучении речевых возможностей языковых средств. В условиях школы для знакомства со стилистикой отбираются те вопросы, которые ближе всего к практическому использованию языка: описание стилей языка и речи, стилистические ресурсы фонетики, лексики, грамматики, выразительные средства языка, теория и практика анализа литературного текста. Стилистика объемлет все здание языка, все его системы. «Переход к стилистике, - пишет Г.О. Винокур, - существует не от фонетики, не от грамматики, не от семасиологии, а только от всех трех дисциплин, понимаемых как одно целое сразу».
Актуально о образовании:
Методы и приемы развития творческих способностей
младших школьников
Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности. Известно, что метод представляет ...
Задача трудового воспитания и обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основная задача этого важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко фи ...
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...