Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Реализация педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 2

Третьим блоком элективного курса являлся инструментальный блок. Он включал в себя разного рода упражнения, направленные на педагогическую и психологическую коррекцию выявленных ограничений личностного саморазвития в различных сферах личности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

Совместно с психологами нами были проведены тренинговые занятия, цель которых сводилась к следующему: развить у старшеклассников недостающие навыки общения, обсудить с ними проблемы отношения с людьми, возникновение конфликтов, а также на снятие барьеров общительности.

Использовались методы групповых дискуссий, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений мы учитывали следующие обстоятельства: 1) на каком этапе развития находится группа (если каждый участник группы чувствует себя непринужденно и комфортно, то выбранные для этого упражнения могут быть более рискованными, предполагающими физический контакт старшеклассников, в том числе и упражнения с закрытыми глазами; 2) состав группы (социально-демографические характеристики: пол, возраст, а также физические данные); 3) время дня (в начале дня применялись методики, позволяющие одаренному старшекласснику отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и теперь», почувствовать группу и т. д; во второй половине дня мы выбирали упражнения, помогающие учащемуся снять усталость, создающие условия эмоциональной разрядки).

Начиная упражнения, мы заранее оговаривали условия его окончания. Основным ориентиром окончания упражнения для нас являлось самочувствие членов группы, степень их вовлеченности, заинтересованности упражнением. Мы завершали упражнение, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигало максимума и еще не начинало снижаться. Осуществляя диагностику и внимательно наблюдая за изменением состояния участников группы, мы улавливали такой момент, когда, с одной стороны, упражнение достигало своей цели, появлялось достаточное количество материала для обсуждения (в том случае, если упражнение было направлено на получение информации в содержательном плане), а с другой стороны, большинство участников группы, выражая готовность продолжать выполнение упражнения, были согласны его закончить.

Тренинг, направленный на решение коммуникативных проблем одаренных старшеклассников, включал в себя три блока упражнений: 1) упражнения, которые преимущественно воздействуют на состояния группы как целого и /или на каждого ее участника в отдельности (назовем их упражнениями на создание работоспособности); 2) упражнения содержательного плана; 3) упражнения для получения личностной обратной связи.

Первый этап тренинговых занятий был направлен на формирование работоспособности, цель которого – создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы, которые позволят перейти нам к содержательной части работы. Этот этап соответствовал этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Мы выделили основные характеристики, необходимые для работы тренинговой группы «климата отношений». К ним относятся: эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и человеку, проводящему данное упражнение. Задача создания работоспособности группы специфична для начала занятий, однако эта задача не снималась нами и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов нам приходилось выполнять упражнения на восстановление утраченной работоспособности, на включенность в группу, на повышение уровня внимания, на эмоциональную разрядку, на снижение усталости и т. д.

Во второй блок тренинга нами были включены упражнения, направленные на тренировку тех или иных приемов и способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем были включены в целостное действие. В этот блок мы включили упражнения по следующим темам:

1) установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание (эти упражнения позволяли старшеклассникам осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится;

2) передача и прием информации (упражнения, включенные в эту часть, позволяли выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при решении этих проблем, потренироваться учащимся в их решении. При проведении упражнений этого вида мы ввели ряд ориентировочных основ: подготовка сообщений, передача информации, прием и структурирование сообщений);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"
Задачи: 1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; 3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. "Аллитерация имени" (упражнение) Участники садятся в круг так, чтобы х ...

Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...

Характеристика творческой деятельности и её условий
В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII веке Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство со ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru