Управления самостоятельной деятельностью студентов

Страница 6

Если действительно существует закономерная связь между управленческими действиями и структурой деятельности студента, то логично допустить, что при использовании управленческих действий, адекватных субъектному опыту студента, у него может обеспечиваться формирование самостоятельности высокого уровня.

Все студенты отличаются один от другого своим субъектным опытом, в состав которого входят понятия, представления, установки, личностные смыслы, стереотипы. Каждый студент развивается, формируется как носитель этого субъектного опыта. Поэтому большое значение, приобретает педагогическое диагностирование студентов как условие эффективности организации самостоятельной работы студентов.

Использованный во время эксперимента диагностический тест показал, что у каждого шестого студента оценка учебных успехов преподавателем была ошибочной. Это стало весомым аргументом в пользу педагогического диагностирования студентов. Диагностика позволила обнаружить не только уровень интересов, возможностей и потребностей личности, а и их развитие в процессе формирующего эксперимента.

В нашем эксперименте ни один из студентов не ответил, что его знания всегда оценивались объективно. Основная причина такого состояния состоит в том, что проверяется, прежде всего, память студента, а не его способности и творческие возможности.

Во время эксперимента была выявлена весомость факторов, которые оказывают содействие развитию творческого потенциала студентов в обучении. Взгляд на проблему изучался с позиций преподавателя и студентов (Таблица 2.2). Первый ранг у преподавателя и студентов получил фактор «личность преподавателя», высокий ранг занял фактор «самостоятельная работа студента». Факторы «возможность осуществлять выбор в обучении» и «опора на субъектный опыт студента» для студентов имеют приоритетное значение, а для преподавателя они не являются такими. Фактору «систематический контроль знаний» преподаватель отдает больше внимания, чем студенты.

Такие данные не являются случайными, так как преподаватели уделяют мало внимания субъектному опыту как фактору повышения эффективности учебного процесса, а делают ставку на произвольную память студента.

В ходе исследования было выделено 4 группы студентов по уровню их познавательной самостоятельности.

Студентам была предоставлена возможность осуществлять собственный выбор и формирование значащих для них целей и способов деятельности. В ходе эксперимента выявлено, что уровень познавательного развития у студентов обученности, обучаемости, познавательного интереса по-разному влияет на самостоятельность выполнения заданий. Разработанные дифференцированные самостоятельные работы, которые учитывают субъектный опыт студента и обеспечивают дозированное возрастание сложности заданий, позволили целеустремленно повысить уровень самостоятельности студентов.

Проведенный эксперимент дал возможность нам проследить переход студентов с одной типологической группы к другому. Не всем студентам экспериментальной группы удалось повысить уровень самостоятельности (Рис.2, 4), хотя в каждой подгруппе состоялись заметные изменения в объединении индивидуальных особенностей студентов. Не удалось повысить уровень самостоятельности определенной части студентов экспериментальной группы потому, что экспериментальная работа проводилась только на занятиях из педагогики с частотой всего 6 часов в неделю, а это не могло не отразиться на результатах обучения. Вместе с тем есть все основания считать, что преимущество организации дифференцированных самостоятельных работ студентов несомненная. Подтверждением этого является сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп. Исследование обнаружило, что подавляющее большинство студентов (93%) не имеет опыта преодолевать себя, а 76% опрошенных отмечают, что их режим жизни носит стихийный характер, связанный с внешними условиями и обстоятельствами. Лишь в 12% опрошенных режим жизни направленный личными планами и интересами. Некоторые студенты имеются отличные и хорошие результаты обучения, но полное удовлетворение результатами обучения ощущают лишь 10% студентов, а полное неудовольствие — 67%. Такое состояние мы объясняем тем, что на сегодня подготовка специалистов опирается на такую организацию учебного процесса, которая направлена не на развитие личности студента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы соз ...

Виды и формы детской агрессивности
Классификация видов детской агрессивности, предложенная Голованова Н.Ф, включает в себя следующие компоненты: Разделение по направленности на объект, к числу которых автор относит: • гетероагрессия - характеризуется активной направленностью на окружающих; • аутоагрессия - характеризуется направленн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru