Были обоснованы функции управления (мотивационная, регулирующая, контролирующая и оценивающая), проявление которых рассматривался на всех этапах самостоятельной работы студентов (принятия самостоятельной работы, прогнозирования результата, планирования самостоятельной работы, реализация личностных стратегий обучения, итоговый анализ и оценка самостоятельной работы студентов).
Поэтапная реализация управленческих действий выступает как относительно законченный цикл обучения. При этом самостоятельная деятельность состоит из небольших и довольно значительных, кратковременных и долгодействующих циклов, а средством управления выступают дифференцированные самостоятельные работы. Самая же дифференциация самостоятельной работы студентов дает возможность преподавателю создать систему дифференцированной помощи студентам, то есть фактически осуществлять управление их деятельности с помощью самостоятельных работ.
Разработаны самостоятельные работы, которые характеризуют самостоятельную деятельность студентов: способность осуществлять поисковую деятельность, уровень подготовки, уровень организованности. Совокупность критериев (самостоятельность, подготовка, организованность) составляет относительно целостную структуру.
Принятый подход разрешает оценивать развитие личности сложностью заданий, которые имеют свои определенные критерии. Особенностью таких заданий, является их направленность на субъекта. Выполнение же заданий является способом изменения студента за счет усвоения определенных способов действий. Организация самостоятельной деятельности студентов достигается за счет усложнения выбранных параметров (самостоятельности, подготовки, организованности). Управление процессом обучения достигается с помощью самостоятельных работ, в которых представлены разные комбинации указанных параметров. Предложенная методика обеспечивает гарантированные результаты качественного образования будущих специалистов.
Проведенное исследование является основанием для таких выводов:
1. Теоретический анализ научных работ по вопросам организации учебного процесса в высших учреждениях позволил обнаружить основные направления поиска, который направлен на разработку новых педагогических концепций, в границах которых возможно выполнение заданий по подготовке специалистов. Среди приоритетных была выделенная проблема организации дифференцированной самостоятельной работы студентов как средство повышения самостоятельности студентов автотранспортного техникума. При традиционной системе обучения самостоятельная работа студентов направлена преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков, а развитие личности и к ее самостоятельности большей частью относятся как второстепенной цели.
2. В выполненном исследовании научно обоснована концепция развития самостоятельной работы студентов, показана перспективность предложенной концепции, которая наметила пути и средства реализации новой педагогической идеи. Необходимо заменить традиционную лекционно-семинарскую систему обучения на принципиально другую ориентированную образовательную систему в основе которой, главным ценностным ориентиром является личность студента во всем разнообразии его духовных, физических, интеллектуальных возможностей и способностей.
3. Разработан вариант новой организации самостоятельной работы студентов, которая предусматривает:
3.1 Разделение студентов по подгруппам на основе анализа их самостоятельности.
3.2 Реализацию необходимого соотношения лекций, семинаров, самостоятельных работ, сроков, последовательности изучения на основе выбора альтернативных вариантов обучения.
Актуально о образовании:
Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными
детьми
Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения. «Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы» применяется в США для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста. После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участни ...
Методические аспекты развития пространственного
мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...
Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности
Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд ...