Содержание каждой функции предопределяется спецификой субъектного опыта студента, в них проявляется направленность на достижение цели на отдельных этапах организации самостоятельной деятельности студентов. Эти этапы были определенны как отдельные последовательные шаги реализации личностных стратегий обучения каждого студента. Осуществление управленческих функций на этих этапах организации самостоятельной деятельности студентов обеспечивает педагогическое управление самостоятельной работой студентов. Укажем, что определение содержания функций управления носит дискуссионный характер и в отдельных работах освещается по-разному. Не ставя себе целью анализ таких характеристик, отмечаем вместе с тем, что большинство авторов склоняются к тому, что «функции - это отдельные периоды (стадии), направления управленческой деятельности, связанные между собою единой конечной целью, ради достижения которой и осуществляется процесс управления» .
С помощью функций управления обеспечивается единство, согласованность, взаимосвязь всех этапов самостоятельной деятельности студентов и изменение, усовершенствование, развитие этих этапов. Организация и благоустройство, согласованность и последовательность общих действий преподавателя и студентов - неотъемлемое условие достижения намеченных конечных целей. Связь между этапами и функциями отображает таблица 2.7
В таблице 2.7, поэтапная реализация управленческих функций выступает как относительно законченный цикл обучения. Вместе с тем, он не замкнутый, так как этап анализа и оценки самостоятельной работы есть одновременно и итоговым для предыдущего цикла, и начальным - для следующего. Поэтому все циклы рассматриваются в взаимосвязи один за одним.
Таблица 2.7
Педагогическое управление СРС
Этапы организации СРС |
Функции управления СРС | ||
Мотивационная |
Регулирующая |
Контролирующая и оценивающая | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ι Принятие самостоятельной работы (задания) |
Определение уровня готовности к выполнению самостоятельной работы и определение уровня сформировавшейся учебной мотивации. Обращение к студентам создаст внутреннюю активность, принятия цели и задачи обучения как личностно значимых |
Выявление уровня подготовки студентов и их субъективного (собственного) опыта. Установление возможных трудностей и определение уровня самостоятельности и организованности студентов. Анализ взаимоотношений студентов, преподавателя и педагогической среды |
Оценка организованности и вторых личностных характеристик студентов, которые отображают их отношение к самостоятельной работе. Определение готовности студентов к самостоятельной работе и самоконтролю |
ΙΙ Прогнозирование результата |
Стимулирование действий, направленных на получение конечного результата |
Построение образа цели и способов, необходимых для ее достижения |
Сравнительная оценка разных вариантов достижения обратной цели самостоятельной деятельности |
ΙΙΙ Планирование самостоятельной работы |
Определение предметного содержания самостоятельной деятельности с позиции явного |
Подготовка дифференцированной самостоятельной работы. Определение последовательности |
Выбор стратегии и тактики оценивания хода и результата самостоятельной работы студентов. |
ΙΙΙ Планирование самостоятельной работы |
субъективного опыта и личностной значимости. Выбор способов стимулирования познавательной сферы студентов |
выполнения самостоятельной работы. Выяснение вопросов, возникших при выполнении СРС |
Разработка контрольных заданный и форм контроля самостоятельной работы студентов. |
ΙV Реализация личностных стратегий обучения |
Применение непосредственных и опосредствованных влияний, которые мотивируют самостоятельную работу |
Организация индивидуальной формы учебной деятельности, оказание студентам помощи при выполнении самостоятельной работы. Установление межличностных взаимодействий и взаимопониманий. Организация обучения в виде диалога |
Осуществление контроля на каждом этапе самостоятельной деятельности и корректирование учебных действий. Оценка самостоятельной деятельности. |
V Итоговый анализ и оценка СРС |
Поддержка уверенности студентов в собственных силах и выборе способов формирования собственного похода к учету субъективного опыта каждого студента. Определение достижений в учебной мотивации студентов |
Анализ причины успеха и неудачи самостоятельной работы. Моделирование личностного подхода к каждому студенту. Планирование выполнения следующей СРС. |
Определение уровня усвоения знаний студентами, сформированных учебных действий, характера личностных изменений и их оценка |
Актуально о образовании:
Способы контроля достижения уровня образовательного стандарта по химии
Полноценность общего среднего химического образования с точки зрения соответствия его содержания целям образования, содержанию базовой науки и времени, отводимому на изучение химии Базисным учебным планом, призваны обеспечить «Обязательные минимумы содержания по химии для основной и средней (полной ...
Место и роль художественного образования и
воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...
Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушан ...