Содержание и методика формирующего этапа исследования определялись задачами:
Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Занятия по развитию речи предлагается проводить один раз в неделю, что составляет 36 занятий в год. Поэтому, они были распределены следующим образом: пять занятий по составлению рассказов по картине, четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок, семь занятий - пересказ литературных произведений. Остальные виды занятий по обучению связной речи (сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в чередовании друг с другом. В занятия по развитию связной речи необходимо включать различные аспекты развития речи: формирование звуковой культуры речи, ее грамматического строя, вести работу по обогащению, закреплению и активизации словаря.
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Привлечение родителей по развитию связной речи у детей мы начали с анкетирования (Анкета для родителей,см.приложение). Цель анкетирования - проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей работы с семьёй по формированию связной речи у детей.
В течение всего учебного года проводили ряд консультаций для родителей на темы:
«Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей».
«Развиваем речь ребенка дома».
«Как научить ребенка рассказывать?
В работе с родителями мы использовали беседы, в ходе которых отвечали на возникающие их вопросы, знакомили с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашали родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получали знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн. др.
Актуально о образовании:
Характеристика содержания образовательной области «Художественное
творчество» в программе «Детство»
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности. Выделяются следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические. Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого вооб ...
Методика занятий с использованием натуры
Выбрав предмет для рисования, лепки, я продумала, что нужно для работы, в каком материале изображение данного предмета будет выразительнее. Карандаши или краски, акварель или гуашь, цвет бумаги, глина или пластилин для лепки – каждый материал имеет свои свойства, и знание их необходимо. Я выбрала а ...
Этапы проектирования уроков с
применением информационных технологий
Разработка урока с использование ИКТ состоит из следующих этапов: Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения ...