Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.
На занятии по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Репортаж из зимнего парка» (Приложение), чтобы заинтересовать детей, включить их в речевую деятельность использовался прием включения звукового анализа слова: детям предлагались карточки с буквами, из них надо было сложить название профессии и узнать о людях какой профессии пойдет речь на занятии. В середине занятия ребятам предлагалось перевоплотиться в журналистов, и составить репортаж из зимнего парка. Этот прием еще больше заинтриговал детей, вызвал повышенный интерес к речевой деятельности.
В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование строить своё произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развёрнутыми, законченными.
В процессе занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Новогодние чудеса» (Приложение)использовался такой прием: дети с помощью волшебной палочки превращались в елочные игрушки, висящие на елке. Вокруг происходили настоящие чудеса, оживали вещи, начинали разговаривать. Ребятам предлагалось сочинить сказку о том, что могло произойти в новогоднюю ночь. С помощью вызванного интереса у детей «включалось» воображение, речь детей была выразительной, эмоциональной, описание чередовалось с повествованием, некоторые дети включали в рассказ диалог героев.
Для того, чтобы на каждом занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, предлагались разные варианты выполнения задания, рекомендованные методикой. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по «цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу и др. Таким образом, дети учились составлять рассказы в разных вариантах, получили немалый положительный опыт, который, помог им формировании речевых умений и навыков.
В заключительную часть занятия включались игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо», «Умное эхо», «Какая команда больше нарисует кошек», «Чья команда быстрее соберёт такую же картинку», «Тренировка памяти» и др.
Так, например, в конце занятия «Рассматривание и сравнение предметов» проводился аутотренинг «Ощутим тепло друг друга». Детям предлагалось взяться за руки и представить, как тепло распространяется по всему телу. Это помогает сплочению детского коллектива, дружескому отношению между детьми, что тоже немало важно для проведения занятий.
Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышению интереса к занятиям по развитию связной речи.
Актуально о образовании:
Восприятие как свойство личности
В настоящее время восприятие изучено достаточно хорошо. С физиологической точки зрения восприятие – это целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем. Восприятие ...
Методы и приемы развития творческих способностей
младших школьников
Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности. Известно, что метод представляет ...
Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников
С поступлением в школу резко изменяется уклад жизни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положения школьника, новых обязанностей в семье, в коллективе сверстников. Как было отмечено выше, ведущей деятельностью младшего школьника станов ...