Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям:
Для чего учить?
Чему учить?
Как учить?
Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучения, характер материала, реальные возможности учащихся и многое другое. Но наиболее трудным для учителя чаще всего оказывается третий вопрос.
Как учить? Это не только вопрос о конкретных формах, методах, приемах и средствах обучения. Это вопрос о педагогическом замысле, общей композиции, эмоциональном строе, логике урока, о выборе эффективных путей организации познавательной деятельности школьников, ведущих способов общения их с учителем и друг другом, одним словом - это стратегия будущего урока. Это также вопрос о конкретных средствах реализации замысла, приемах информирования школьников, организации их труда, помощи, стимулировании, контроле, т.е. вопрос о тактике обучения.
Программа, учебники, разработки, пособия - все это рассчитано на некоего абстрактного, усредненного человека, а в классе мы работаем с реальными детьми, неповторимыми в своем своеобразии. И если учителю нет нужды в буквальном смысле переоткрывать истины науки и человеческого опыта, которые он должен преподать своим питомцам, то педагогическое переосмысление этих истин, конкретный вариант их изучения, способ контакта с учащимися он должен каждый раз определять заново, находить сам. И в этом каждый урок - оригинальное педагогическое произведение. Его в процессе кропотливого аналитического труда, нередко в муках рождается педагог творец.
И каждый раз заново педагог решает множество проблем: какова педагогическая и методическая идея урока; какой замысел может ее воплотить в сложившихся или создаваемых усилиями педагога ситуациях? В каких организационных формах; какими методами и приемами можно добиться успеха? На что сделать акцент и в каком ключе сделать усвоение знаний? Как добиться подлинного контакта с учениками, воздействовать на их ум и чувства? Как реагировать на внезапное изменение ситуации, на несовпадение задуманного и реального.
Имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами и развивающейся природой ребенка, педагог встает перед необходимостью мыслить и действовать оригинально, избегая шаблона и прямого "повторения пройденного". Постоянная нацеленность учителя на поиск оптимальных для данных условий решений и определяет творческий характер педагогической деятельности, делает творчество ее сущностной характеристикой.
Таким образом, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.
Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:
Творчество в широком понимании - открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень творчества осуществляет каждый учитель в своей работе.
Актуально о образовании:
Новейшие способы привлечения учащихся в науку
В настоящее время наука не стоит на месте, она развивается. Развиваются также новые методы и способы привлечения учащихся в науку. Рассмотрим некоторые из них. А) Student-opportunities или «Студент Возможности» В рамках этой программы был представлен Студенческий конкурс плакатов. В направлении «Ас ...
Объект и программа
исследований
Объект 1: 10 классы средней школы №1 г.п. Корма. Эти классы были выбраны нами не случайно, т.к. они не специализированы по химии, разные по успеваемости. Работа в 10-х классах строится по программе средней школы 1999 г., и в соответствии с этой программой учащиеся в 10-х классах изучают неорганичес ...
Приемы развития творческих способностей младших
школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила. Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решен ...