Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям:
Для чего учить?
Чему учить?
Как учить?
Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучения, характер материала, реальные возможности учащихся и многое другое. Но наиболее трудным для учителя чаще всего оказывается третий вопрос.
Как учить? Это не только вопрос о конкретных формах, методах, приемах и средствах обучения. Это вопрос о педагогическом замысле, общей композиции, эмоциональном строе, логике урока, о выборе эффективных путей организации познавательной деятельности школьников, ведущих способов общения их с учителем и друг другом, одним словом - это стратегия будущего урока. Это также вопрос о конкретных средствах реализации замысла, приемах информирования школьников, организации их труда, помощи, стимулировании, контроле, т.е. вопрос о тактике обучения.
Программа, учебники, разработки, пособия - все это рассчитано на некоего абстрактного, усредненного человека, а в классе мы работаем с реальными детьми, неповторимыми в своем своеобразии. И если учителю нет нужды в буквальном смысле переоткрывать истины науки и человеческого опыта, которые он должен преподать своим питомцам, то педагогическое переосмысление этих истин, конкретный вариант их изучения, способ контакта с учащимися он должен каждый раз определять заново, находить сам. И в этом каждый урок - оригинальное педагогическое произведение. Его в процессе кропотливого аналитического труда, нередко в муках рождается педагог творец.
И каждый раз заново педагог решает множество проблем: какова педагогическая и методическая идея урока; какой замысел может ее воплотить в сложившихся или создаваемых усилиями педагога ситуациях? В каких организационных формах; какими методами и приемами можно добиться успеха? На что сделать акцент и в каком ключе сделать усвоение знаний? Как добиться подлинного контакта с учениками, воздействовать на их ум и чувства? Как реагировать на внезапное изменение ситуации, на несовпадение задуманного и реального.
Имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами и развивающейся природой ребенка, педагог встает перед необходимостью мыслить и действовать оригинально, избегая шаблона и прямого "повторения пройденного". Постоянная нацеленность учителя на поиск оптимальных для данных условий решений и определяет творческий характер педагогической деятельности, делает творчество ее сущностной характеристикой.
Таким образом, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.
Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:
Творчество в широком понимании - открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень творчества осуществляет каждый учитель в своей работе.
Актуально о образовании:
Формирование самостоятельности у младших школьников
Целью формирующего этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных форм, средств, путей и методов сформировать у младших школьников самостоятельность. Работа осуществлялась в несколько этапов. Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками предполагают разу ...
Понятие и составляющие исследовательской компетенции
В настоящее время исследование является не просто неотъемлемой частью деятельности научных работников, но и необходимым условием практически любой деятельности, своеобразным подходом к адаптации в любых жизненных условиях. Для успешного дальнейшего образования учащемуся необходимо овладеть умениями ...
Восприятие как свойство личности
В настоящее время восприятие изучено достаточно хорошо. С физиологической точки зрения восприятие – это целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем. Восприятие ...