Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Страница 3

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей подготовительной к школе группе происходило непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений и инсценировок.

В ходе подгрупповых консультаций объясняли родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей, а именно:

такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность, одобрение высказываний. Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.

Родителям предлагалась одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получали задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:

придумай, что дальше было;

придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;

как назвал художник эту картину?

придумаем название;

Я начну, а ты закончи;

и многое другое.

Поскольку наша задача была не только в обучении детей рассказыванию, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для нас было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.

Например, на занятии по составлению рассказов по картине«Кошка и котята» (Приложение)я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки;

Шёрстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

Хорошо видит в темноте;

У неё хороший слух, ходит неслышно;

Умеет выгибать спину, царапается.

В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.

На занятии по составлению рассказа по картине «Кролики» (Приложение)детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой «всё наоборот». То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отдельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.

«Это дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться только по одной этой фразе, о каком животном идёт речь? (нельзя). Слушайте следующую фразу. Хвост очень длинный (короткий хвост). Очень любит варёные фрукты (сырые овощи). Кто это? Правильно, это кролик».

На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок «Как дети в детском саду готовились к Новому году» (Приложение), посылку с картинками от детей из соседнего детского сада приносит Баба-Яга (младший воспитатель в костюме Бабы-Яги). Она говорит детям, что не отдаст посылку, пока они не выполнят ее задания. Дети с удовольствием выполняли речевые задания Бабы-Яги.

По ходу выполнения основной части занятия внимание детей сосредотачивалось на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Возрастные особенности художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивиду ...

Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru