Пересказывают содержание учебного материала 43%, (для сравнения до эксперимента 85%). Отвечают на вопросы учебника 43%. Составляют план ответа 33%. Решают все еще раз 47%. Придумывают свои примеры52%. Проверяют правильность решения задачи с помощью обратных действий 38%. Сравнивают с примерами классной работы и учебника 67%. Формирование общих учебных умений и навыков развивает ребенка. Он должен получать не только готовые знания, а учиться анализировать изучаемые предметы и явления, выделять существенное, делать самостоятельные выводы.
Таблица 12 Приемы самоконтроля, которые используют учащиеся 2 «Б» класса (после эксперимента) при выполнении домашнего задания
№ |
Содержание |
Количество |
Учащихся |
всего |
% | ||
1. |
Пересказываю содержание учебного материала |
9 |
45 |
2. |
Отвечаю на вопросы учебника |
11 |
55 |
3. |
Составляю план ответа |
6 |
30 |
4. |
Решаю все еще раз |
9 |
45 |
5. |
Придумываю свои примеры |
10 |
50 |
6. |
Проверяю правильность решения задачи с помощью обратных действий |
8 |
40 |
7. |
Сравниваю с примерами классной работы и учебника |
9 |
45 |
После повторного проведения данных методик можно наблюдать положительную динамику развития навыка самоконтроля в результате использования методов и приемов на каждом уроке. Но для полного формирования этого навыка необходимо было бы уделить больше времени, в котором мы как раз были ограничены из-за короткого периода, в течение которого проходит преддипломная педагогическая практика.
Анализируя полученные результаты всех трех методик, мы видим, что учащихся 2 "А" и 2 «Б» классов по-прежнему можно разделить на 3 группы по уровню сформированности, но изменился количественный и качественный состав:
§ учащихся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу было 13, а стало 8 человека;
§ учащихся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно 17 человек;
§ учащихся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени было 5 человека, теперь такие же результаты показывают 11 человек.
Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля у учащихся 2 "А" и 2 «Б» классов как одного из важнейших элементов учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.
В эксперименте была подтверждена гипотеза, что уровень развития самоконтроля у детей повысится, если стимулировать у учащихся потребность в улучшении познавательной деятельности; вооружить школьников знаниями, раскрывающими сущность приемов самоконтроля.
Актуально о образовании:
Домашняя
работа учащихся как фактор развития самостоятельности
Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особе ...
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которо ...
Новый подход к содержанию образования
Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества. Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содер ...