На данном этапе развития общества чрезвычайно значимой для школы становится задача вооружения учащихся не только определенной суммой знаний, но и таким инструментом, который способствовал пополнению знаний на протяжении всей жизни. Подобным инструментом являются общеучебные умения, овладение которыми обеспечивает готовность школьников к включению в процесс непрерывного образования.
Наряду с проблемами совершенствования учебных программ, учебников, методов и форм организации обучения ставится задача- научить учащихся учиться, привить им умения самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться и совершенствоваться. Основным социальным заказом в школе является воспитание человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки. Задача овладения накопленным опытом человечества встает перед каждым новым поколением людей. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Усвоенные способы учебно - познавательной деятельности становится умениями (к ним относятся также и автоматизированные умения – навыки), которые и составляют понятие « умение учиться».
Учащиеся должны не запоминать всю информацию, а лишь уметь ориентироваться в потоке новых знаний, добывать знания самостоятельно, т.е. заниматься систематически самообразованием. Формирование потребности в самообразовании и необходимых для его существования общих учебных умений и навыков - важнейшая задача учителей начальной школы.
Говоря о формировании у учащихся учебного самоконтроля, необходимо иметь в виду две стороны проблемы. Первая заключается в том, чтобы развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями.
Вторая - в том, чтобы научить школьников эффективному приобретению общих учебных умений и навыков в своей работе.
Учителя уделяют явно недостаточно внимание обучению учащихся умениям учебно - познавательной деятельности, формированию самоконтроля. Имеет место также недостаточное внимание учителей к оценке результатов овладения школьниками умениями и навыками. Причина кроется в том, что многие учителя не владеют достаточно высоким уровнем знаний о сущности умений и навыков, способом их формирования в соответствии с современными требованиями к школе.
В самом учебном процессе практически не предусмотрено специальное время для самоконтроля и формирования общих учебных умений и навыков. Если такая работа и проводится учителями, то чаще всего не имеет системы. Во внеурочное время работа по формированию общих учебных умений и навыков практически не осуществляется.
Актуальность этой проблемы и обусловили выбор настоящей дипломной работы.
Объект исследования – процесс умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования –
развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников
в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Цель исследования
– создать комплекс мероприятий для развития
умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников
в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Теоретической основой исследования
являются основополагающие труды педагогов, методистов В.В.Давыдова, В.К.Дьяченко, Г.А.Цукерман и др.
Гипотезой
в данной работе выступает предположение о том, что уровень развития самоконтроля у детей повысится, если стимулировать у учащихся потребность в улучшении познавательной деятельности; вооружить школьников знаниями, раскрывающими сущность приемов самоконтроля.
В соответствии с целью и рабочей гипотезой были определены задачи
:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2. Провести диагностику уровня развития самоконтроля учащихся в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
3. Разработать и апробировать систему мероприятий позволяющих развивать умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
4. Провести повторную диагностику самоконтроля учащихся для выявления степени эффективности разработанного комплекса мероприятий.
Для реализации перечисленных выше задач нами были использованы следующие методы
:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Анализ результатов работ учащихся;
4. Наблюдение;
5. Беседа;
6. Математические методы количественной обработки данных.
Теоретическая значимость:
результаты исследования способов развития умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, позволит расширить границы теории и методики обучения младших школьников.
Практическая значимость
работы состоит в том, что разработанная система упражнений, данные рекомендации, направленные на развитие умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, может быть использована учителями начальных классов.
База исследования:
МБОУ «Гимназия № 29» г. Нальчика, 2 «А» (экспериментальный) и 2 «Б» (контрольный) классы.
Характеристика выборочной совокупности
составила 41 человек, из них 21 учащихся 2 «А» экспериментального класса и 20 учащихся 2 «Б» контрольного класса, в возрасте 7-8 лет.
Актуально о образовании:
Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"
Задачи: 1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей; 2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах; 3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта. "Аллитерация имени" (упражнение) Участники садятся в круг так, чтобы х ...
Общие правила организации современного урока
Первое правило - определить цель (чего надо достичь). Поскольку в уроке отражаются обучающая, развивающая и воспитывающая функции учебно-воспитательного процесса, надо определить общую дидактическую цель урока, включающую учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков развитие воображен ...
Условия и основные позиции личностно ориентированного учения по К. Роджерсу
Условия личностно ориентированного учения: Первое личностно ориентированного учения касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами ...