Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с младшими дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества .
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Детское художественное творчество выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности художественного творчества, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому его следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы – дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях – в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей.
Изобразительная деятельность наряду с игрой – одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, непременное условие становления художественной деятельности.
В связи с этим, цель данного исследования
– изучить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе освоения образовательной области художественного творчества.
Объект
исследования: процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования – процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения образовательной области «Художественное творчество».
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
2. Изучить содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство».
3. Выявить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе освоения образовательной области художественного творчества.
4. Подобрать методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать рекомендации педагогам по использованию возможностей образовательной области «Художественное творчество» в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
В связи с поставленной целью, задачами, объектом и предметом исследования нами была выдвинута следующая гипотеза
: содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство» позволяет развивать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа.
Эмпирическая база исследования
. Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №112» г. Омска в августе-сентябре 2011 года. Всего в исследовании приняло участие 15 детей младшего дошкольного возраста и 2 воспитателя 2-ой младшей группы.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений при планировании развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуально о образовании:
Образовательная реформа конца 80-х - начала 90-х гг
В 1988 году при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК). В него вошли и сотрудничали с ним многие думающие педагоги и психологи страны. Целью создания ВНИКа была разработка принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьни ...
Творческие находки учителей
технологии в создании увлекательных уроков: анализ практической деятельности
Три основных вопроса каждодневно встают перед учителем при подготовке к занятиям: Для чего учить? Чему учить? Как учить? Программы, учебники, методические пособия существенно помогают ему при решении первых двух вопросов. Правда и тут он многое должен додумать сам, учитывая конкретные задачи обучен ...
Методические основы формирования умения осуществлять
самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Проблема о состоянии самоконтроля и его формировании у учащихся начальной школы различными авторами оцениваются по разному. М.Г.Трейтяк, Г.И.Пукина, В.О. Пунский – считают, что представление о самоконтроле и умение его выполнять (главным образом зрительно) имеются уже у учащихся первых, вторых клас ...