Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с младшими дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества .
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Детское художественное творчество выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности художественного творчества, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому его следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы – дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях – в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей.
Изобразительная деятельность наряду с игрой – одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, непременное условие становления художественной деятельности.
В связи с этим, цель данного исследования
– изучить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе освоения образовательной области художественного творчества.
Объект
исследования: процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования – процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством освоения образовательной области «Художественное творчество».
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
2. Изучить содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство».
3. Выявить особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе освоения образовательной области художественного творчества.
4. Подобрать методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать рекомендации педагогам по использованию возможностей образовательной области «Художественное творчество» в развитии самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
В связи с поставленной целью, задачами, объектом и предметом исследования нами была выдвинута следующая гипотеза
: содержание образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство» позволяет развивать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа.
Эмпирическая база исследования
. Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №112» г. Омска в августе-сентябре 2011 года. Всего в исследовании приняло участие 15 детей младшего дошкольного возраста и 2 воспитателя 2-ой младшей группы.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений при планировании развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Актуально о образовании:
Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...
Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...
Сравнительная характеристика лексической
стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...