Проба заключается в рисовании узора, составленного из двух сменяющихся звеньев.
Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
Инструкция: «Я начну рисовать заборчик. Ты смотри. Руку не отрывай. Бери карандаш и продолжай».
Ребёнку предлагается образец узора, и он продолжает его до конца строки нелинованной бумаги. При этом ребёнка просят не отрывать карандаш от бумаги. При появлении грубых ошибок экспериментатор указывает на них ребёнку.
Оценка результатов:
0 баллов – правильное выполнение программы, без остановок, размер элементов и нажим стабильны
1 балл - компенсаторное изменение программы по типу расподобления (различие элементов по размеру), усиление/ослабление нажима к концу строки;
2 балла - искажение программы по типу уподобления (появление «площадки» между элементами, замена вертикальных линий пологими), единичные персеверации.
(вертикальные линии заменены пологими)
(появление «площадки»)
Возможны 3-4 остановки, микрографии (в 0,5-0,75 раза), макрографии (в 1,5 – 2 раза)
3 балла – стойкая тенденция к персеверациям (повтор 1-го компонента внутри серии) с самостоятельной коррекцией ошибок, возможны 5-8 остановок, незавершение строки (обрыв), увеличение ошибок к концу строки
2 балла – инертное выполнение упрощенной программы (нет 1-го из 2-х элементов), более 8 остановок, макрографии (более 2,5 раза), микрографии (меньше 0,25).
Уровни выполнения методики:
0 – 1 балл – высокий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
3-4 – низкий уровень.
Исследование зрительно-пространственного восприятия.
Исследование зрительно-пространственного восприятия проводилось при использовании следующих методик: методика «домик», опознание незаконченных изображений, опознание наложенных изображений, проба Хеда.
1. Методика «Домик».
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно копировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш, образец домика.
Ребенку предлагается, как можно точнее скопировать изображение домика.
Инструкция: «На этом листе бумаги изображен домик. Тебе нужно нарисовать точно такой же домик на чистом листе бумаги. Домики должны быть одинаковыми по форме, величине. Будь внимателен».
После окончания работы можно предложить ребёнку проверить, все ли верно на рисунке. Можно допустить исправления, если ребёнок заметит неточности.
Оценка результатов:
За каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
* неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
* замена одного элемента другим;
* отсутствие элемента;
* разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
* сильный перекос рисунка.
В соответствии с набранными баллами оценивается
0 баллов – точное воспроизведение задания;
1 балл – высокий уровень сформированности пространственного восприятия;
2-3 балла – средний уровень;
4-5 баллов – низкий уровень;
больше 5 баллов – несформированность пространственного восприятия.
2. Опознание незаконченных изображений.
Материал: на листе бумаги изображены 12 незаконченных контурных изображений из «Диагностической нейропсихологической методики» с изменением на более привычную ориентацию двух изображений – весов и очков (булавка, чайник, лампа, ведро, ножницы, ключ, очки, якорь, весы, лейка, сабля, клещи).
Ребёнку объясняют, что художник начал рисовать картинки, но не закончил, и предлагают догадаться, что хотел нарисовать художник.
Инструкция: «Художник очень торопился и не дорисовал предметы, отгадай, что он не дорисовал».
Экспериментатор последовательно указывает на рисунки и ожидает ответа. Если ребенок неверно опознал изображение, ему может быть оказана стимульная помощь: «Подумай еще, что хотел нарисовать художник».
Оценка результатов:
0 баллов – безошибочное выполнение задания;
1 балл – 1-3 ошибки;
Актуально о образовании:
Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а т ...
Правила управления успехом на уроке
Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. У С. Френе есть такое высказывание "Любой человек стремится к успеху". Даже самый пассивный ребёнок хочет быть успешным. Поэтому условия ситуации успеха необходимо созда ...
Выявление связи между уровнем понятийного мышления учащихся и
их учебными достижениями по математике
Применим метод ранговой корреляции Спирмена для нашего исследования. Перед подсчетом коэффициента корреляции убедимся, что между уровнем понятийного мышления учащихся и их учебными достижениями по математике существует определенная связь. Для этого по рангам, полученным учениками, построим диаграмм ...