В качестве примера рассмотрим использование этого метода при изучении темы «Природа Лунных кратеров».
В процессе вводной части занятия, опираясь на результаты собственных наблюдений, анализируя профессиональные снимки Луны, ребята устанавливают, что наиболее характерной формой лунного рельефа являются кратеры. Обучающиеся самостоятельно делают выводы о разновидностях кратеров, их размерах и степени их сохранности. В итоге ребята должны сделать общий вывод о разновидностях форм лунного рельефа.
Руководитель предлагает обучающимся сформулировать гипотезы о происхождении лунных кратеров. Обычно выдвигают два пути образования – ударный и вулканический. Далее рекомендуется разделить ребят на два коллектива, которые должны предложить и обосновать методы и средства проверки выдвинутых гипотез.
Далее осуществляется реферирование книг и статей, поиск ответов в сети INTERNET по данному вопросу.
Следующий этап – обсуждение прочитанного материала на семинаре.
Затем оба коллектива формулируют задачи и возможные технические средства экспериментов и исследований, которые целесообразнее всего использовать для уточнения картины образования и эволюции лунных кратеров.
Руководителю необходимо проследить за тем, чтобы основная информация, основные выводы и достижения были записаны в тетрадях обучающихся. В ходе решения проблем ребята могут советоваться с руководителем, который должен направлять их на верный путь решения. Но с другой стороны, чем большей самостоятельности достигнут ребята, тем в большей мере юные астрономы овладеют исследовательским уровнем понимания и решения данного проблемного задания.
Также можно организовать раздельно кружки для V-VI классов, VII-VIII классов и IX-XI классов. В кружке младших школьников занятия можно проводить в форме бесед учителя об элементарных астрономических понятиях, излагаемых в занимательной форме. Наблюдения неба носят обзорный характер. В кружке VII-VIII классов можно практиковать доклады учащихся по изучаемым темам, которые готовятся под руководством учителя. Наблюдения приобретают систематический характер. Для них нужны необходимые принадлежности и приборы. В старших классах уже преобладает самостоятельная работа учащихся с углубленным изучением элементарной теории и практическими занятиями. В наблюдения вносится элемент исследовательского поиска.
Занятие каждого кружка рекомендуется проводить один раз в неделю продолжительностью 1-2 академических часа. Не лишним вести журнал учета посещаемости и содержания занятий, выпускать стенгазету или небольшую брошюру кружка.
Помимо занятий в астрономических кружках, очень полезны экскурсии в научно-исследовательские институты, астрономические и геофизические обсерватории, планетарии. Такие экскурсии лучше проводить специалистам этих учреждений после предварительной беседы с учителем об учебно-воспитательных задачах экскурсии. Экскурсии должны быть незатяжными и знакомить учащихся только с доступной их пониманию информацией, без лишних деталей.
По желанию учителя и учащихся в любой школе могут проводиться факультативные занятия по астрономии. Такие занятия можно проводить по любой астрономической теме.
Методика проведения факультативных занятий существенно отличается от обычных уроков и кружковой работы. Она является связующим звеном между формами учебных и кружковых занятий, лекциями и семинарами, лабораторными и практическими работами.
Актуально о образовании:
Математический кружок как форма внеклассной работы по
математике
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. " Блез Паскаль Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиа ...
Ключевые элементы и задачи зачётных единиц
совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой: индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельно ...
Сущность и значение коррекционно - развивающего образования
Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения более чем в 4 раза, увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50% взросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь отклонений ...