Организация научно-исследовательской работы учащихся по астрономии

Новое о образовании » Организация научно-исследовательской работы учащихся по астрономии

Люди старшего поколения навсегда запомнили великий день - 4 октября 1957 г., когда в нашей стране впервые в мире был выведен на орбиту искусственный спутник Земли (I ИСЗ). Свершилось то, что казалось невозможным. Мир буквально потрясло известие, что произошло это в нашей стране. Сейчас мало кто помнит, что "Правда" сообщила о запуске I ИСЗ довольно скромно, но бум возник сразу же (в западной прессе объявили, что началась космическая эра в истории человечества). Примечательной была почти немедленная реакция руководства администрации США: успех русских американцы напрямую связали с фундаментальностью и эффективностью советской системы образования и оперативно приступили к реформированию системы образования в США…

Незабываемы дни запуска I ИСЗ и полета Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Это были дни всенародного ликования.

Блистательное начало эры практической космонавтики открывало перед астрономическим образованием прекрасные перспективы. Люди, проявлявшие огромный интерес к каждой космической миссии, хотели знать, что такое Космос и зачем нужны космические полеты. Сама мысль о полетах к «звездам» возникла из стремления людей узнать, что представляют собой небесные светила, могут ли они влиять на жизнь землян, как устроена Солнечная система и, что же такое Вселенная.

Ответы на некоторые из этих вопросов содержались в курсе дореволюционной «космографии», а затем - в курсе астрономии, которая была в советской школе обязательным учебным предметом и оценка по астрономии входила в аттестат зрелости. Курс астрономии постоянно совершенствовался на основе новых идей, с большим трудом создавались «параллельные» учебные программы и современные учебники, формировалась система средств обучения с учетом появления информационных технологий. Но в конце 90-х гг. тучи над школьной астрономией угрожающе сгустились, и потребовалось задуматься о том, как ее спасти.

В результате проведенного реформирования государственного «Стандарта образования» пострадали важнейшие учебные предметы физико-математического цикла и больше других - астрономия. Ее даже не упомянули в строке «естествознание», куда включили только физику, химию и биологию. Иными словами, «реформа» не была направлена не специально против школьной астрономии, но стала одной из роковых ошибок наступившего «сна разума», дискутировать с которым бесполезно.

Означает ли такой «подарок» гибель школьной астрономии? Надеюсь, что нет! Но, как и десятилетия назад, астрономической общественности России придется много потрудиться, чтобы астрономию окончательно не изгнали из школы. Необходимо, чтобы ее элементы разумно (а не формально и бессмысленно!) включались в большинство естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов, чтобы развивалась школьная и внешкольная система дополнительного астрономического образования (факультативы по астрономии, начиная с начальной школы; астрономические кружки и общества, летние школы, конкурсы, олимпиады и т.д.). Сейчас в еще большей степени, чем раньше, необходима новая научная концепция астрономического образования. Ее основы были сформулированы Ефремом Павловичем Левитаном в 80-х гг, а затем часто трактовались другими авторами. А ведь за последние 10-15 лет наметилось перерастание методики преподавания (обучения) астрономии в дидактику астрономии[5]. Дадим ее наиболее строгое определение: предмет дидактики астрономии включает не только исследование путей и средств обучения астрономии (при непременном сотрудничестве учеников и учителя), но и теорию и философию астрономического образования, базирующихся на анализе достижений астрономии и космонавтики, а также на принципах и закономерностях общей дидактики и педагогической психологии.

Дидактика астрономии формируется в период становления новой педагогической парадигмы: традиционную схему «учитель-ученик-учебник» сменяет новая – «ученик-учебник-учитель», возвышающая роль учителя, который превращается из «источника информации» в умелого и тактичного руководителя учебной деятельностью школьников. В этих условиях от учителя астрономии, методистов требуются не только достаточно глубокое знание астрономии и понимание ее мировоззренческих аспектов, но и знание современной педагогики и психологии.

В связи с исключением астрономии из базисных планов образовательных учреждений, центр тяжести изучения астрономии переместился в систему дополнительного образования.

Цель дипломной работы – разработка способов организации научно-исследовательской работы обучающихся по астрономии.

Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:

рассмотреть основные методы научного познания,

исследовать, как каждый метод можно использовать на практике,

указать практические способы привлечения учащихся в астрономию,

ввести возможные направления научной деятельности по астрономии,

познакомиться с новыми методами обучения творчеству в астрономии,

организовать научную астрономическую конференцию в школе.

Метод исследования – педагогические эксперименты, практическое руководство учащимися при создании ими объектов интеллектуальной собственности.

Современная астрономия является всеволновой и всекорпускулярной, экспериментальной и эволюционной наукой. Космические объекты наблюдаются во всех диапазонах их излучения, исследуются на протяжении всей эволюции и во взаимосвязи между собой. Средства космонавтики позволяют проводить прямое изучение космических тел, явлений и процессов.

В результате продолжающейся научно-технической революции объем и роль астрономических знаний продолжают возрастать; возникают новые разделы астрономии, разрабатываются новые методы и инструменты науки, повышающие широту, точность и результативность астрономических наблюдений. Поэтому данная тема особо актуальна в современном мире.

Все это обусловливает постоянную заинтересованность широких масс населения и особенно подрастающего поколения к астрономии и исследованиям космического пространства, делая знакомство с основными идеями астрономии нужным для каждого современного образованного человека. Астрономическое образование является существенным компонентом общего образования широких масс населения.

«Наше мышление привело нас туда,

где мы находимся сейчас.

Если я хочу создать что-то новое,

мне необходимо мыслить по-другому».

Альберт Эйнштейн

Самые сильные идеи и элегантные решения представляются простыми только после того, как кому-то уже пришли в голову. Мы с завидным постоянством бьемся о стену собственных стереотипов, не замечая открытых выходов и новых возможностей. Сколько же шишек было набито падающими с деревьев яблоками, пока, наконец, одно счастливое яблочко не упало на нужную голову?

Как вообще рождаются на свет новые идеи? Каковы механизмы творческого озарения? Что делает человека гением? Дар ли это Божий, особая ли комбинация генов, результат ли счастливо сложившихся жизненных обстоятельств либо все вместе, либо что-то принципиально иное?

Увы, несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок, названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.

Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для астрономии. В самом деле, кто же откажется открыть что-то новое, неизученное, объяснить природу черных дыр, привлечь к этому многих астрономов-любителей?

Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты — Если сделать так?… нет это уже было. Или так?… тоже не то. А если этак?… не подходит. И так далее. И мучиться ему до тех пор, пока однажды он не проснется с воплем «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события, даже возможно, что столько не живут.


Актуально о образовании:

Условия и основные позиции личностно ориентированного учения по К. Роджерсу
Условия личностно ориентированного учения: Первое личностно ориентированного учения касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами ...

Характеристика проблемных методов обучения
Полнота этапов проблемного учения зависит от двух факторов: а) содержания учебного материала и уровня выявленных проблем знаний; б) наличия (или отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (процесса постановки проблемы и ее формулирования, выдвижения предположений и обоснования гипотез ...

Задачи на взвешивание и переливание
Данное занятие предлагается провести в виде практического занятия. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300мл, 400мл, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru