Экспериментальная работа проводилась в 4 классе СШ № 39 х. Трудобеликовского. Класс обучается по программе четырехлетней начальной школы. Система уроков русского языка проводится по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык 4 класс четырехлетней начальной школы» (М., 2002 г.) в соответствии с программой по русскому языку для четырехлетней школы (автор Т.Г. Рамзаева).
В классе 24 человека. Из них, по нашим наблюдениям, по русскому языку занимаются на «отлично» - 7 детей, на «хорошо» - 13 детей, на «удовлетворительно» - 4 детей.
Общий уровень успеваемости по остальным предметам (кроме русского языка) такой же: на «отлично» учится 7 детей, на «хорошо» - 13 детей, на «удовлетворительно» - 4 детей.
Целью подготовительного (констатирующего) эксперимента мы определили следующее: установить уровень сформированности умения учащихся подбирать имена прилагательные близкие по смыслу.
Задача эксперимента: проверить богатство словарного запаса школьников.
Для проведения эксперимента выбрана фронтальная форма работы в классе. Тестирование учеников проводилось на индивидуальных карточках. После объяснения учителем задания, дети приступили к самостоятельной работе. Дополнительных указаний и помощи не проводилось. Пояснение к работе были следующие:
- Дети, у вас на столах листки, на них написано пять слов. Вам надо к каждому слову написать близкое по смыслу слово. Например: страшный – жуткий. Слово жуткий близкое по смыслу слову страшный. Теперь прочтите остальные слова, которые вам даны, и приступайте к выполнению задания.
Образец карточки дан в Приложении № 1.
Анализ итогов констатирующего эксперимента. Качественная характеристика.
Экспериментальная проверка словарного запаса синонимов имени прилагательного показала, что с подбором синонимов (без употребления термина), в основном, дети справились. Наиболее простым заданием оказался подбор синонимов прилагательных сырой и жирный. Это объясняется наибольшей частотностью употребления данных прилагательных в ежедневной бытовой жизни каждого ребенка. На правильность выполнения этих заданий не оказали влияния такие факторы как общий уровень успеваемости, социально-бытовое окружение, начитанность детей.
При выборе синонимов к слову небогатый интересным оказался факт лучшего понимания семантики слова и более точных ответов у детей из малообеспеченных семей. Возможно, на это повлияло социальное положение учащихся.
Явно проявился уровень общей языковой грамоты в результате подбора слова, близкого по значению слову громадный не смогли подобрать синонимическую пару из наиболее слабых по русскому языку учеников.
Наиболее трудное в синонимическом отношении оказалось для 4 класса слово противный. Из 24 детей только 4 детей дали правильные ответы. Судя по неверным синонимическим решениям, дети не понимают в большей части класса, само лексическое значение слова противный, что говорит о языковой неподготовленности, малой начитанности детей и отсутствии ситуаций упражнений в употреблении этого понятия детьми на уроках.
Все задания были проверены, по результатам выполнения была составлена свободная таблица, и полученные результаты отражены в диаграмме. Таблица дана в Приложении № 1.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
1. Работа в целом выполнена удовлетворительно, так как основная часть детей с предложенным заданием справилась.
2. У меньшей части детей при выполнении некоторых заданий возникли трудности, поэтому необходимо провести ряд упражнений для укрепления и дать понятие, то такое синонимы.
3. С учащимися, которые не смогли, затруднились ответить на вопросы задания, следует провести дополнительную, индивидуальную работу.
Для этого проводили формирующий (обучающий) эксперимент.
Исходя из всего этого, в формирующем эксперименте следовало бы обратить внимание на целенаправленное систематическое рассмотрение и активизацию словарного запаса детей, исходя из требований программы по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы, где в разделе «Слово» указано, что учащиеся должны знать: «имена прилагательные, близкие по смыслу». Эта работа является пропедевтической для 3-4 класса четырехлетней начальной школы, программа которого в разделе «Лексика» требует понятийного освоения синонимов.
Актуально о образовании:
Состояние речевых и неречевых функций у младших школьников с общим
недоразвитием речи
Анализ теоретических положений показал, что к необходимым условиям эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи следует отнести применение информационных компьютерных технологий, как наиболее полно отвечающим требованиям современного коррекционного образования, ...
Организация экспериментального обучения и его результаты
С целью экспериментально проверить разработанную методику на третьем этапе исследования в девятом классе школы №32 г. Астрахани была проведена диагностика уровня развития пространственного мышления и пространственных представлений. В основу диагностических заданий были положены требования к развити ...
Модульная технология
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...