Приведенные в табл. 1 и 2 матрицы планирования обладают свойствами ортогональности, симметричности и нормировки.
Свойство симметричности относительно центра опыта заключается в том, что алгебраическая сумма элементов вектор-столбцов каждого из факторов равна нулю:
;
;
. (4)
Условие нормировки подтверждается равенством суммы квадратов элементов каждого столбца числу опытов:
;
. (5)
Свойство ортогональности определяется равенством нулю произведений любых двух вектор-столбцов:
;
. (6)
Предполагается, что при перемножении элементов с одноименными знаками получаем , с разноименными
.
Свойство ортогональности позволяет резко уменьшить трудоемкость вычислений коэффициентов регрессии, так как матрица нормальных уравнений становится диагональной, причем ее диагональные элементы равны числу испытаний , заданных матрицей ПФП.
Воспользуемся матрицей планирования (табл.1) для получения уравнения регрессии вида
. (7)
При вычислении оценок коэффициентов регрессии
по формуле последовательно получим
Отсюда
;
;
;
.
Таким образом, каждый из коэффициентов вычисляется независимо и по простой формуле, которая в общем случае имеет вид
. (8)
Поскольку все диагональные элементы матрицы ошибок равны между собой, каждая из оценок
получена с одинаковой (и минимальной) дисперсией
, (9)
где – ошибка опыта.
Рассмотренные ПФП являются оптимальными в том смысле, что при их реализации для данного числа испытаний определитель матрицы ошибок
минимален. Геометрически это означает, что сведен к минимуму объем эллипсоида рассеивания оценок параметров. Важным свойством полученных планов является также рототабельность, которая заключается в том, что точность предсказания значений выходной характеристики
одинакова на равных расстояниях от центра плана и не зависит от направления.
Актуально о образовании:
Освоения формы и содержания поведенческих актов
Важнейшей диагностической задачей для дефектологии на этапе развития является установление патогенетических корней коммуникативно-познавательного языкового недоразвития аномальных детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также обоснованное прогнозирование перспектив языкового развития дет ...
Возникновение методики обучения биологии в
древности
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержа ...
Теоретические основы развития познавательной активности в
процессе выполнения аппликации из природного материала
Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятел ...