Приведенные в табл. 1 и 2 матрицы планирования обладают свойствами ортогональности, симметричности и нормировки.
Свойство симметричности относительно центра опыта заключается в том, что алгебраическая сумма элементов вектор-столбцов каждого из факторов равна нулю:
;
;
. (4)
Условие нормировки подтверждается равенством суммы квадратов элементов каждого столбца числу опытов:
;
. (5)
Свойство ортогональности определяется равенством нулю произведений любых двух вектор-столбцов:
;
. (6)
Предполагается, что при перемножении элементов с одноименными знаками получаем , с разноименными
.
Свойство ортогональности позволяет резко уменьшить трудоемкость вычислений коэффициентов регрессии, так как матрица нормальных уравнений становится диагональной, причем ее диагональные элементы равны числу испытаний , заданных матрицей ПФП.
Воспользуемся матрицей планирования (табл.1) для получения уравнения регрессии вида
. (7)
При вычислении оценок коэффициентов регрессии
по формуле последовательно получим
Отсюда
;
;
;
.
Таким образом, каждый из коэффициентов вычисляется независимо и по простой формуле, которая в общем случае имеет вид
. (8)
Поскольку все диагональные элементы матрицы ошибок равны между собой, каждая из оценок
получена с одинаковой (и минимальной) дисперсией
, (9)
где – ошибка опыта.
Рассмотренные ПФП являются оптимальными в том смысле, что при их реализации для данного числа испытаний определитель матрицы ошибок
минимален. Геометрически это означает, что сведен к минимуму объем эллипсоида рассеивания оценок параметров. Важным свойством полученных планов является также рототабельность, которая заключается в том, что точность предсказания значений выходной характеристики
одинакова на равных расстояниях от центра плана и не зависит от направления.
Актуально о образовании:
Изучение опыта работы образовательных учреждений
Итак, Е.И. Ильин – учитель школы № 516 г. Санкт-Петербурга. Его новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности, а также оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях. Е.И. Ильин решает задачи формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эс ...
Место науки о стилях в школьной практике
Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике. Основной ...
Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Наше исследование проводилось на базе учебного заведения, школы №11, 2 класс в коллективе 12 человек и 3 класс в коллективе 15 (см. таблицу №1) Таблица №1 Класс количество средний возраст класса количество девушек средний возраст девушек количество юношей средний возраст юношей 2 12 8,7 6 8,2 6 8,5 ...