Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.). познавательный деятельность аппликация творческий
Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.
Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная не вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.
При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.
Наиболее характерными особенностями аппликации являются:
- стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации;
- декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.
Декоративность колорита – это выражение внутренней закономерности (сущности) украшения предмета, переданные локальным цветовым пятном, гармоничным или контрастным чередованием цвета. Конструктивность композиции – определенное расположение на плоскости частей и силуэтов в совокупности признаков симметрии, ритма, установление соответствия композиционного и смыслового решений. Техничность приклеивания аппликационных деталей – качественное и разнообразное владение способами наклеивания элементов изображения на плоскость.
Источником познавательной активности становятся противоречия, возникшие между усвоенными знаниями, умениями и необходимостью трансформировать их в художественную деятельность. Преодоление ребенком этого противоречия под руководством взрослого приводит к ломке сложившегося стереотипа действий, к нетрадиционности мышления, побуждает ребенка трансформировать и реконструировать ранее устойчивые знания, способы действий, обуславливает проявление самостоятельности и творческого отношения к выполнению задания.
Изучение психолого-педагогической литературы, анализ детских работ по аппликации дали возможность выявить три уровня проявления познавательной активности детей в аппликации. Первый (высокий) уровень – устойчивый интерес к аппликации, высокая степень овладения аппликативными умениями, целостность, завершенность изображения, выделение главного; передача существенных признаков, самостоятельность и проявление творчества при выполнении работы; использование колорита, как одного из основных выразительных средств. Дети обнаруживают элементы новизны в трактовке образа, композиции. Второй уровень (средний) характеризуется достаточным овладением аппликативными умениями, однако наблюдается незначительное искажение формы, нарушение пропорций, подражание при подборе цвета; копирование способов выполнения работы. Дошкольники, отнесенные к данной группе, обращаются за советом и помощью к детям и взрослым. Их деятельность носит репродуктивно-творческий характер. Третий (низкий) уровень характеризуется недостаточной сформированностью аппликативных навыков и умений. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения; работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер.
Актуально о образовании:
Функциональный базис графо-моторных навыков письма и его
нарушения
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает компл ...
Теоретические основы к пониманию
духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...
Психолого-педагогические основы формирования умения
решать текстовые задачи
Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, решаемую задачу с решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный э ...