Упражнения, проводимые после чтения текста

Страница 1

Основной целью упражнений этой группы является контроль прочитанного и развитие устной речи на материале текста. Эти упражнения вновь направляют мысли учащихся на содержание прочитанного, заставляют их еще раз просмотреть или припомнить текст, быстро в нем ориентироваться, пробегая глазами уже знакомые места. В отличие от предыдущих они проводятся в более быстром темпе.

1. Наиболее распространенными являются послетекстовые вопросы. Они носят обычно более общий характер, чем предваряющие, охватывают основные идеи текста, контролируют правильность восприятия уже какой-то целостной мысли. Это могут быть вопросы и оценочного характера, когда учащийся должен очень кратко высказать свое мнение о прочитанном.

Иногда на целую серию послетекстовых вопросов отвечает один учащийся, что дает учителю возможность в полное мере выявить степень предложив, например, быстро отыскать и воспроизвести предложение, которое начинается с указанного слова. Для такой работы отбираются наиболее типичные предложения-образцы, которые свойственны в равной мере и в устной речи, с тем, чтобы повторяя, учащийся запомнил их и мог в дальнейшем использовать эти или аналогичные конструкции при пересказе или в неподготовленной устной речи.

Разновидностью этого упражнения является отыскивание в тексте и повторение небольших предложений-образцов, первая часть которых зачитывается учителем. Такие задания, как и предыдущие, могут быть общими и индивидуальными. При выполнении этого упражнения проводится соревнование на скорость между отдельными учащимися.

Следует упомянуть еще одно упражнение этой группы перераспределение данных учителем предложений в последовательности, отражающей развитие сюжета, исключение из их числа таких, которые неверно передают содержание текста. Если работа проводится с разным текстовым материалом, то каждый учащийся получает соответствующие индивидуальное задание. Это упражнение может рассматриваться как подготовка к следующему более сложному упражнению.

Следующее упражнение заключается в самостоятельном отборе учащимися минимального количества предложений, выражающих основной сюжет текста, его идею. При этом нередко сталкиваются с необходимостью изменить часть этих предложений путем простого сокращения или путем упрощения их структуры, или путем комбинирования нескольких образцов текста.

Такая работа может быть проделана лишь при условии полного понимания прочитанного и поэтому она также является своеобразной формой контроля.

Несомненна, польза такого упражнения и для развития устной речи учащихся в плане говорения. Однако, прежде чем учащиеся научатся вполне самостоятельно выполнять такое упражнение (главным образом его вторую часть - сокращение, изменение и комбинирование образцов текста), они должны много раз проделать его под руководством учителя.

Членение всей статьи на смысловые отрезки, составление плана также относятся к упражнениям послетекстового характера. Это могут быть планы в виде вопросов (общего или более конкретного содержания), в виде назывных предложений, в виде тезисов.

В качестве одного из упражнений, завершающих самостоятельную работу учащихся над текстом, может быть прослушивание этого текста в магнитофонной записи с целью усовершенствования техники чтения и для развития устной речи. Прослушав текст, учащиеся при повторном включении читают синхронно с диктором (для чего используется более медленный темп записи). Далее используется запись с рядом пропущенных мест, которые учащиеся, имея перед собой печатный вариант, сохраняя при этом ритм и темп всей записи, должны начинать сами. Это очень сложный вид упражнения, который требует зрительной и настойчивой тренировки.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...

Возрастные особенности художественно – творческого развития детей младшего школьного возраста
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивиду ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей экспериментальной группы со стертой дизартрией
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией мы также применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности». Полученные результаты эксперимента занос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru