— определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
— обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.
— использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.
Обобщение и систематизация — предполагает сведение изученного в единую систему.
Педагогические задачи учителя:
— связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
— обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
— использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
Изучение логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать, что все формы организации обучения, такие как лекция, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.), могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей. Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определить и форму его проведения.
Данные таблицы позволяют говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации.
В результате рассмотрения типологии учебных занятий и логики каждого типа закономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует комбинированное учебное занятие?
На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так как состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логики этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.
Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, т. е. более 450 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда.
Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще современный урок естествознания? Каковы проблемы и особенности построения уроков естествознания в начальной школе? Каким быть уроку естествознания в современной адаптивной школе? Как сделать его уроком самостоятельности и творчества?
В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни.
Попробуем проанализировать проблемы современного урока естествознания в начальной школе.
Современные уроки естествознания. Их особенности:
1. Первая проблема — формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек — природа — общество» и значения природы как условия жизни людей.
2. Реализация принципов научности и экологизации, а также краеведческого аспекта через региональный компонент.
3. Решение проблемы развития детей на уроках естествознания, которая заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Моделирование объектов природы на деятельностной основе.
4. Использование воспитательного потенциала урока и в частности мировоззрения — воспитание человека культуры, становление идей и основ экокультуры.
5. Проблема практической направленности обучения (проведение опытов, практических и лабораторных работ, наблюдений, экспериментов и экскурсионных занятий).
Выделим особо ценные черты уроков естествознания.
1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей развитию важнейших психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения, речи.
2. Использование творческих методов обучения (частично-поисковый, эвристический, проблемный).
3. Построение уроков естествознания на деятельностной основе, с использованием современных методов педагогического мастерства: моделирование учебного материала, активные формы обучения, личностно-ориентированный подход.
Актуально о образовании:
Связь методики развития речи с другими науками
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке - языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, стр ...
Педагогическая помощь в организации физического воспитании ребенка-инвалида
Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями: телефон доверия; психологические тренинги; индивидуальные и семейные консультации; семейная психотерапия; семейные встречи; практикумы; лекционная работа. Психолого-педагогическая помощь ...
Изучение уровня самостоятельности учащихся 1 класса
Проблема самостоятельной деятельности младшего школьника имеет свою богатую историю в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. На этой основе мы спланировали и провели эксперимент, который проходил на базе ГУО "Ордатский УПК д-с СШ Шкловского района с ...