Современные подходы к уроку естествознания в младших классах

Новое о образовании » Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах » Современные подходы к уроку естествознания в младших классах

Страница 2

— определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

— обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.

— использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и систематизация — предполагает сведение изученного в единую систему.

Педагогические задачи учителя:

— связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;

— обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

— использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

Изучение логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать, что все формы организации обучения, такие как лекция, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.), могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей. Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определить и форму его проведения.

Данные таблицы позволяют говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации.

В результате рассмотрения типологии учебных занятий и логики каждого типа закономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует комбинированное учебное занятие?

На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так как состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логики этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.

Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, т. е. более 450 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда.

Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще современный урок естествознания? Каковы проблемы и особенности построения уроков естествознания в начальной школе? Каким быть уроку естествознания в современной адаптивной школе? Как сделать его уроком самостоятельности и творчества?

В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни.

Попробуем проанализировать проблемы современного урока естествознания в начальной школе.

Современные уроки естествознания. Их особенности:

1. Первая проблема — формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек — природа — общество» и значения природы как условия жизни людей.

2. Реализация принципов научности и экологизации, а также краеведческого аспекта через региональный компонент.

3. Решение проблемы развития детей на уроках естествознания, которая заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Моделирование объектов природы на деятельностной основе.

4. Использование воспитательного потенциала урока и в частности мировоззрения — воспитание человека культуры, становление идей и основ экокультуры.

5. Проблема практической направленности обучения (проведение опытов, практических и лабораторных работ, наблюдений, экспериментов и экскурсионных занятий).

Выделим особо ценные черты уроков естествознания.

1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей развитию важнейших психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения, речи.

2. Использование творческих методов обучения (частично-поисковый, эвристический, проблемный).

3. Построение уроков естествознания на деятельностной основе, с использованием современных методов педагогического мастерства: моделирование учебного материала, активные формы обучения, личностно-ориентированный подход.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Проектор
Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется. Мультимедиа-проекторы предназначены для демонстрации как компьютерного, так и видеоизображения, в то время к ...

Формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
В данном параграфе будут рассмотрены формы и методы, способствующие формированию исследовательской компетенции старшеклассников на уроках английского языка. Для начала мы опишем основные формы, применяемые нами в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся. Обычно выделяют формы ор ...

Закономерности воспитательного процесса
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую: Чем выра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru