Важнейшей категорией стилистики, как мы уже отметили выше, являются функциональные стили - разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили - это разные способы использования языка при общении. Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом. Программа по русскому языку выделяет пять стилей: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный («стиль художественной литературы», по терминологии учебника). Стили речи складываются под влиянием различных экстра лингвистических (внелингвистических) факторов.
Необходимо дать учащимся понятие о стилевых чертах функциональных стилей, т. е. об их существенных признаках, обусловленных социальными, внелингвистическими факторами. Так, стилевыми чертами художественной речи являются художественная образность и конкретность, эмоциональность и экспрессивность. Стилевые черты создаются различными средствами языка и способами стилистической организации речи.
Учащиеся знакомятся со стилистическими средствами языка, стилистическими приемами и различными способами стилистической организации речи. Школьники учатся различать стилистическую и экспрессивную окраску, языковых средств. Стилистическая окраска связана с отнесением языковых средств к тому или другому стилю речи, экспрессивная - с выразительностью и эмоциональностью изложения. Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска может совмещаться.
Предметом изучения в школе должны стать также изобразительные и выразительные средства, разнообразные стилистические приемы, характерные для функциональных стилей. В использовании стилистических приемов и изобразительных средств, проявляется речевое мастерство авторов, их умение подчинить речевую форму стилю речи, содержанию и целям высказывания.
К стилистическим приемам относятся такие выразительные средства языка и речи, которые усиливают действенность речи, служат средством логического, образного или эмоционально-экспрессивного выделения элементов высказывания, создания экспрессивной интонации. Выразительный эффект достигается благодаря особой организации предложения или сверхфразового единства. Стилистический прием, как правило, является результатом целенаправленной организации речи.
В стилистике рассматриваются стилистические приемы, которые в теории литературы обычно называются фигурами речи (градация, инверсия; синтаксический параллелизм, риторический вопрос, повторение, умолчание, эллипсис, антитеза), и многие другие, которые не входят в перечень синтаксических фигур.
Функциональные стили неоднородны. В них выделяются прежде всего подстили - крупные разновидности функционального стиля. Например, научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-технический и научно-популярный. Функциональные стили и подстили существуют в определенных формах, имеющих свои устойчивые признаки. Такие формы называются жанрами. В художественной прозе - это роман, повесть, рассказ; в публицистике - статья, корреспонденция, заметка, репортаж, интервью, рецензия, очерк, фельетон и др. Жанры отличаются и составом языковых средств, и особенностями их функционирования и объединения.
Учащихся следует знакомить с особенностями некоторых жанров и учить ими пользоваться. Необходимо сформировать у школьников представление о стиле речи как о многожанровой речевой системе, показать дифференциацию языковых средств внутри функциональных стилей.
Содержание речи получает свое выражение в текстах различной тональности, то торжественной, то патетической, то скорбной, то гневной, насмешливой, иронической, то лирически-задушевной. В научном стиле тональность более постоянная, серьезная, сдержанная, хотя в полемических частях возможно повышение тона речи. В художественной и публицистической речи используется разнообразная тональность в зависимости от содержания речи и отношения автора к предмету речи. Писатели и журналисты прилагают немало труда, чтобы создать нужную тональность речи, найти оптимальные лексические и синтаксические средства выражения. В произведении обычно ощутим общий, господствующий тон, который сливается с разными тональностями.
Актуально о образовании:
Особенности использования
дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...
Эвристический метод
Эвристический метод обучения (от греч. эвристика - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих уме ...
Изучение особенностей интеллекта у младших школьников,
воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа
Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей интеллекта младших школьников. 2. Изучить особенности интеллекта младших школьников, воспитывающихся в усло ...