Характеризуя содержание работы по стилистике, необходимо выделить хотя бы ориентировочно важнейшие стилистические умения, которые следует формировать у учащихся. При этом необходимо придерживаться строго функционально-стилистического подхода, так как каждый стиль требует не только обще речевых, но и специфических умений. Следует иметь в виду, что целый ряд умений и навыков учащиеся практически получают в 5-7-х классах: умение различать разговорный, художественный, официально-деловой (5-6-е классы) и публицистический (7-й класс) стили; умение доказывать принадлежность текста к определенному стилю в доступных учащимся случаях; умение соотнести содержание и форму речи с целью и условиями общения; умение установить, какие стилевые черты отразились в данном тексте и какие изучаемые языковые средства использованы для передачи этих стилевых черт; умение отбирать доступные учащимся языковые средства в зависимости от цели и других условий высказывания (разговорные и книжные, конкретные и абстрактные, эмоциональные и неэмоциональные и т. д.); умение производить стилистический эксперимент с целью установления уместности или оптимальности использованного средства; умение повысить выразительность текста; элементарные умения строить высказывания в различных стилях (художественное и научное описание, заметка, публицистическое высказывание на дискуссионную тему и др.).
В 8-9-х классах у учащихся формируются следующие умения.
I. В научном стиле:
1) умение производить стилистический анализ небольших научных текстов;
2) умение оперировать при построении предложений распространенными словосочетаниями логико-понятийного характера, прежде всего терминологическими словосочетаниями таких учебных предметов, как русский язык и литература;
3) умение строить характерные для научного стиля простые, простые осложненные и сложные предложения (в основном повествовательные), нацеленные на выражение отвлеченной, теоретической мысли, на передачу научной информации и аргументацию выдвигаемых положений; использовать в них отвлеченную лексику, термины, формы глагола, не выражающие конкретного времени, стилистически нейтральные слова;
4) умение выбирать из синонимических вариантов предложений наиболее характерные для научного стиля речи, способствующие точности, ясности, объективности, обобщенности и краткости изложения, раскрытию логических связей между частями предложений и предложениями в абзаце;
5) умение соблюдать последовательно логический характер изложения содержания, строить абзац от тезиса к доказательствам и от анализа конкретных фактов к выводам и обобщениям; умение вводить термин и давать его определение или раскрывать его значение при помощи конкретизированного описания;
6) умение пользоваться лексическими и синтаксическими средствами выделения главного из сообщаемых сведений и подчеркивания последовательности изложения мыслей, их взаимосвязи;
7) умение усовершенствовать научные тексты в стилистическом отношении.
II. В официально-деловом стиле:
1) умение пользоваться наиболее употребительными жанрами низовых деловых бумаг (справка, заявление, докладная записка, автобиография, отчет, протокол, расписка, доверенность);
2) умение пользоваться характерными для официально-делового стиля регламентирующими предложениями со сказуемым-инфинитивом;
3) умение анализировать в стилистическом отношении основные виды низовых деловых бумаг, устанавливать допущенные стилистические недочеты и исправлять их.
III. В художественном стиле:
1) умение производить стилистический анализ небольших художественных произведений (стихотворений, рассказов) и отрывков, раскрывать стилистическую функцию живописного способа изображения и различных изобразительных и выразительных средств;
2) умение наблюдать действительность и на основе наблюдений и творческой фантазии писать сочинения художественно-образного типа - рассказы о положительных действиях и поступках, рассказы о становлении положительных черт личности, обличительные рассказы, юмористические рассказы (в их элементарной форме);
3) умение целесообразно использовать в сочинении разнообразные средства лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса, изобразительно-выразительные средства языка для создания образной речи и изображения персонажей и картин действительности, а также для создания нужной тональности речи;
Актуально о образовании:
Сравнительный анализ зарубежных и отечественных
исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных
ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты ис ...
Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего
образования на современном этапе развития куль туры
По убеждению ученого у искусства особая миссия. Определяя одну из задач сознания как задачу на смысл, он считает, что: "Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности". Известно, что ...
Метод проб и ошибок
Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод (научного) тыка) — является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов. В 1898 году описан Э. Торндайком как форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных акт ...