Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком.
Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана Ивану Павловичу, когда он однажды ловко выменял у товарища сапоги и получил от однокашников прозвище в честь местного помещика Менделеева, который так же успешно менял лошадей. Учитель по созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев. Прозвище стало фамилией.
Высшее образование Иван Менделеев получил в Главном педагогическом институте в Петербурге, по окончанию которого был назначен учителем в Тобольскую гимназию. В 1809 г. Отец Дмитрия Ивановича женился на Марии Дмитриевне Корнильевой. Происходила она из рода именитых купцов, открывших первую в Тобольске типографию. Впоследствии он служил директором гимназий в Тамбове и Саратове, а в 1827 г. снова вернулся в Тобольск и занял там должность директора гимназии и подчиненных ей училищ. В год рождения последнего сына, Дмитрия, ему пришлось из-за болезни оставить службу. Его многочисленная семья оказалась в трудном материальном положении. Основная тяжесть забот о семье легла на плечи Марии Дмитриевны Менделеевой – матери ученого.
Мария Дмитриевна, женщина выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и вести небольшой стеклянный завод, доставлявший (вместе со скудной пенсией), более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. При всей своей занятости Мария Дмитриевна уделяла много внимания воспитанию детей. По вечерам собирала их в гостиной, играла на фортепиано или читала вслух. Впрочем, Митя и сам рано выучился читать – в четыре года – и жадно поглощал книги из библиотеки отца. Оторвавшись от чтения, мальчик бежал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя расплавленного стекла превращается в чашки и графины. Может быть, именно тогда он и увлекся химией – наукой о чудесных превращениях веществ.
Младший сын особенно обращал на себя ее внимание своими необыкновенными способностями; она решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие его природных дарований, поместив его сначала в тобольскую гимназию, затем в Главный Педагогический институт в Петербурге. Она умерла в 1850 г.;
В гимназии Менделеев учился неважно. Не по душе ему была гимназическая рутина, в которой "латинское самообольщение" играло видную роль. Успевал он только по любимым предметам – математике, физике и литературе, которую преподавал Петр Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Митя часто бывал дома у учителя словесности. Там он познакомился с рослой застенчивой девицей со странным именем Физа – так домашние называли Феозву Никитичну Лещеву, падчерицу писателя. Она была на шесть лет старше Дмитрия. Тогда он и представить себе не мог, что проведет рядом с ней больше двух десятилетий.
В 1847 году после смерти мужа Мария Дмитриевна с детьми переехала в Москву, где поступить в Московский университет Дмитрий Менделеев не смог. По правилам тех времён выпускник гимназии мог поступить в университет только своего округа, а Тобольская гимназия, которую закончил Менделеев относилась к Казанскому округу. После трёхлетних хлопот в 1850 г Менделеев поступил в Петербургский Главный педагогический институт на физико-математический факультет.
За это время волнения и непривычный петербургский климат подорвали здоровье Марии Дмитриевны – она умерла сразу после поступления сына в институт. У старших братьев и сестер была своя жизнь, и в 17 лет Дмитрий остался один.
Забыть о потерях и одиночестве помогала учеба, и бывший троечник упорно грыз гранит науки. В институте собралась блестящая плеяда преподавателей: математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский, минералог С.С. Куторга. Позже Менделеев вспоминал, что сделал выбор между физикой и химией случайно и долго еще разрывался между этими науками. Интересовался он и биологией: по заданию Академии наук собрал богатую коллекцию растений Петербургской губернии. Всю жизнь ему была свойственна невероятная широта научных интересов.
Петербургская сырость и напряженная учеба сделали свое дело – у молодого Менделеева обнаружили туберкулез. Он подолгу лежал в институтском изоляторе и много читал, стремясь не отстать от курса. Врачи отправили его в Крым, где юношу осмотрел сам Н.И. Пирогов. «Успокойтесь, батенька, – сказал знаменитый врач. – Вы еще меня переживете».
Актуально о образовании:
Упражнения, проводимые после чтения
текста
Основной целью упражнений этой группы является контроль прочитанного и развитие устной речи на материале текста. Эти упражнения вновь направляют мысли учащихся на содержание прочитанного, заставляют их еще раз просмотреть или припомнить текст, быстро в нем ориентироваться, пробегая глазами уже знак ...
Классификация ошибок наиболее часто встречающихся у учащихся 5-6 классов
Во время пассивной практики, на 3 и 4 курсе, а также при посещении уроков, которые давали студенты педагогического университета, мы провели предварительные исследования, постаравшись выявить наиболее характерные ошибки, которые делают при продуцировании в устном и письменном высказывании учащиеся 5 ...
Идеи личностно-ориентированного образования в работах
отечественных и зарубежных исследователей
Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили мас ...