Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников на базе МОУ СОШ №31 города Ишима был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 9 и 11 классов.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – выявление одаренных старшеклассников, диагностика уровня сформированности личностного развития.
2 этап – реализация условий педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.
3 этап – анализ полученных результатов.
Особое место в педагогической поддержке личностного саморазвития одаренных старшеклассников занимает психологическая диагностика. Как показал анализ существующих подходов к диагностике одаренных детей, они направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков одаренности.
На наш взгляд, обоснование принципов диагностики одаренных детей в русле теории личности должно основываться на двух положениях: а) рассмотрении одаренности, как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня; б) рассмотрении одаренности, в соответствии с динамической теорией одаренности (ДТО), как развивающегося качества личности.
Опираясь на данные положения, мы выделили в качестве основополагающих, следующие принципы психодиагностики одаренных:
1) личностно-ориентированный подход. Обследование направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств развивающейся личности, с учетом возрастных новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер;
2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления). В основе динамического подхода лежит динамическая теория одаренности (ДТО), которая обуславливает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития;
3) прогностический подход,при котором результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности, но и прогноз его личностного саморазвития, ориентация на выявление его потенциальных возможностей.
Комплекс экспериментальных методик включал:
1) 4-ый субтест Айзенка (определение коэффициента интеллектуального развития).
2) «Сложные аналогии» (диагностика вербального интеллекта).
3) Методика С.А. Будасси на исследование общего уровня самооценки.
4) Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
5) Методика «Автопортрет» Р. Бернса, адаптация Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина.
6) Опросник Ч.Д. Спилбергера на исследование уровней личностной и ситуативной тревожности.
7) Личностный опросник К. Томаса на исследование способов реагирования на конфликтные ситуации.
8) Тест А. Ассингера на исследование уровня агрессивности.
9) Тест В.Х. Ряховского на исследование уровня общительности.
10) Шкала оценки потребности в достижении.
Инструкции к проведению данных методик представлены в приложении 1.
Результаты эксперимента показали, что 70,8 % одаренных старшеклассников имеют выше среднего и высокий уровень интеллектуального развития против 38% остальных учащихся контрольной группы, к которой мы отнесли остальных учащихся. По уровню интеллектуального развития они значительно превосходят своих сверстников. Наличие достоверно значимого отличия по уровню интеллектуального развития между выборками контрольной группы и одаренных учащихся было подтверждено по t-критерию Стьюдента. Одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления.
Если в интеллектуальной сфере развитие одаренных школьников происходит очень успешно, то в сфере личностного развития наблюдаются следующие особенности. Одаренные старшеклассники характеризуются высокой самооценкой по сравнению с их обычными сверстниками. Учащихся с высокой самооценкой среди одаренных 9-классников больше на 22,3%, среди 11-классников - на 17,9%. Достаточно большая группа одаренных (22,9%) имеют нереалистично высокую самооценку, тогда как у их обычных сверстников (контрольная группа) этот показатель почти в 3 раза ниже. Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 9-классников выше более, чем в 3 раза, среди 11-классников – почти в 3 раза (таблица 3).
Актуально о образовании:
Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно –
развивающем обучении
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды общеобразовательных школ активно включились в процесс широкого использования информационных компьютерных технологий в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе позво ...
Методика работы с письменными заданиями и тестами
Данный вид методических разработок в отличие от свободной работы с текстовой информацией существенно сужает границы проявления творческих способностей учащихся и креативности. Переход современной системы контроля знаний к методике тестовой проверки уровня успеваемости учащихся связан с мониторингом ...
Возрастные особенности формирования учебной деятельности
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьни ...