Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях для одаренных старшеклассников является соперничество – 37,5 % среди 9-классников и 32,1% среди 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха.
На втором месте в обеих возрастных группах стоит реакция приспособления – 28 % и 26,8% соответственно. На третьем месте – реакции сотрудничества и компромисса (таблица 7). Это объясняется, во-первых, индивидуальным стилем поведения и личностными особенностями одаренных. Во-вторых, полученные данные отражают реальную жизненную ситуацию одаренных учащихся, когда им необходимо проявлять упорство и соперничество в период предметных олимпиад разного уровня, тестовых испытаний. Большинство испытуемых ответили, что обычной для них формой поведения является настойчивое стремление добиться своего.
Таблица 7. Распределение одаренных старшеклассников по типам реагирования в конфликтных ситуациях (по методике К.Томаса, в %)
Выборка |
Тип реагирования в конфликтной ситуации | ||||
соперничество |
сотрудничество |
компромисс |
избегание |
приспособление | |
9 класс |
37,5 |
14,1 |
14,1 |
6,3 |
28,0 |
11 класс |
32,1 |
16,1 |
12,5 |
12,5 |
26,8 |
Обращает на себя внимание факт представленности не всегда эффективных и позитивных поведенческих реакций, что требует психологической коррекции. Данные тенденции выражаются также в проявлении агрессивности в отношениях с другими людьми. Так, вторую по численности группу по методике А. Ассингера в обеих выборках представили старшеклассники с высоким уровнем агрессивности - 37,5% 9-классников и 33,8% 11-классников. Они характеризуются как излишне агрессивные, способные жертвовать интересами окружающих для достижения личного успеха. Самую малочисленную по составу группу представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности. Они миролюбивы, несамоуверенны (14,1% 9-классников и 19,9% 11-классников). Эти характеристики соответствуют описанным уровням агрессивности в тесте А. Ассингера (таблица 8).
Таблица 8. Распределение одаренных старшеклассников по уровням агрессивности в отношениях по тесту А. Ассингера, (%)
Выборка |
Уровень агрессивности в отношениях | ||
высокий |
средний |
низкий | |
9 класс |
37,5 |
48,4 |
14,1 |
11 класс |
33,8 |
46,3 |
19,9 |
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтвердило нашу гипотезу о наблюдающейся у одаренных старшеклассников дисгармонии личностного развития.
Обнаружен значительный разрыв между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности, компонентами самосознания, что проявляется в особенностях самооценки. Хотя большинство одаренных учащихся продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития, разнообразие и особенности проявления когнитивного стиля, большая их часть характеризуются нереалистично высокой самооценкой и уровнем притязаний в сочетании с низким уровнем личностной тревожности, что позволяет характеризовать их как излишне самоуверенных и некритичных.
Актуально о образовании:
Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую с ...
Теоретические основы к пониманию
духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были вы ...
Сущность, задачи и содержание физического воспитания
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитие человека, где физическое совершенство рассматривалось в единстве с умственным и нравственным. Физическое воспитание в европейских ...