Важную роль в саморазвитии играет самосознание подростка. Как отдельный аспект концепции личности в психологии рассматриваются самосознание и его продукт Я-концепция. Различают две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Первая содержит представление человека о самом себе, основанное на собственном представлении о себе, и собственной оценке. Идеальная Я-концепция – это самооценка личности в соответствии с желаниями. Келли выделяет 3 показателя, по которому мы можем судить о самопознании личности: широта саморефлексии, активность установки на будущее, карьерно-профес-сиональная направленность личности .
Содержание Я-концепции может быть различным. Для нашего исследования существенное значение имеет позитивная Я-концепция и условия ее формирования у одаренных учащихся, так как она задает положительное направление саморазвития личности. В работах Р.Бернса показано, что самовосприятие индивида происходит не непосредственно, а через точки зрения других людей. Возникающее при этом чувство собственной ценности формирует позитивную самооценку и, как следствие, позитивную Я-концепцию .
Несмотря на значительные возрастные и индивидуальные особенности осуществления актов саморазвития одаренных старшеклассников, можно выделить некоторые общие трудности, преодоление которых требует тактичного вмешательства или помощи других: взрослых, сверстников, специалистов-педагогов и психологов.
К этим трудностям относятся следующие:
-несформированность, отсутствие у старшеклассников мотивов саморазвития, отсутствие желания заниматься самовоспитанием. В результате затруднена постановка целей более глубокого познания себя, самосовершенствования. Это приводит к тому, что процессы саморазвития приобретают стихийный характер, подчинены лишь законам адаптации к социуму и деятельности, а любое препятствие воспринимается как трудность, обусловленная обстоятельствами или «кознями» других людей;
-несформированность способов и приемов саморазвития, которая приводит к смутному иллюзорному представлению о себе, своей Я-концепции, что переживается личностью как неуверенность или, наоборот, самоуверенность, порождает функционирование многочисленных психологических защит и форм защитного поведения .
Следствиями этого являются заниженные или завышенные самооценки, стремление либо к подчинительной, либо к доминантной (стремление к власти) позиции, другими словами, пассивному или агрессивному способу взаимодействия с окружением, выбору неадекватных и социально неприемлемых способов самоутверждения и самореализации;
-множество проблем, возникающих у старшеклассников, которые испытывают низкое самоуважение к себе и не могут в полной мере принять себя. Это выражается в неспособности принимать и понимать других, порождая защиты, позволяющие скрыть иногда за маской благополучия и уверенности свою растерянность и неуверенность;
-постановка неправильных жизненных целей, выбор профессии, не соответствующей склонностям и способностям. В таких условиях старшеклассник не может самореализоваться, испытывает личностный дискомфорт, попадает в кризисные ситуации и далеко не всегда самостоятельно может из них выйти;
-несформированностъ механизмов саморазвития: идентификации и особенно рефлексии, способности к самопринятию и самопрогнозированию. Помогая развивать у старшеклассников эти способности, можно значительно повысить уровень адекватности и реалистичности самопознания и саморазвития;
-немало старшеклассников, которые просто-напросто игнорируют выработанные способы самопознания и саморазвития. Считается, что целенаправленно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием долго и утомительно, а результаты — смутны и иллюзорны. Даже ознакомившись с культурным наследием человечества в этих областях, рекомендациями, которые дает психология, старшеклассники отвергают их как неприемлемые для себя. Причина здесь понятна: заниматься самопознанием и саморазвитием целенаправленно — тяжелый труд, требующий воли, сосредоточенности, даже самоотверженности. Тем более такая установка срабатывает тогда, когда в жизни все хорошо или, по крайней мере, удовлетворительно. Если в жизни возникают реальные проблемы и коллизии, эмоции и переживания поглощают старшеклассника и ему нет дела до самопознания и самосовершенствования. Все это приводит к своеобразному парадоксу: целенаправленно саморазвитием может заниматься только психологически зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни, ну а для того, чтобы стать личностью психологически зрелой, обязательно нужно заниматься целенаправленным самовоспитанием, быть субъектом не только своей жизнедеятельности, но и самого саморазвития .
В то же время такой парадокс разрешим. Возникающее противоречие можно снять, если образовательные учреждения будут ориентироваться не только на передачу знаний подрастающему поколению, обеспечение условий для полноценного психического развития, но и на создание предпосылок и специальных условий для саморазвития. Вот почему в последнее время со стороны ученых и практиков (педагогов, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес не только к проблемам и психологическим механизмам саморазвития, но и к вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной поддержки саморазвития, переориентации всей системы образования с учетом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию.
Актуально о образовании:
Общие правила организации современного урока
Первое правило - определить цель (чего надо достичь). Поскольку в уроке отражаются обучающая, развивающая и воспитывающая функции учебно-воспитательного процесса, надо определить общую дидактическую цель урока, включающую учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков развитие воображен ...
Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в
Интернет-фестивале
Используя классификацию Е.С. Полат, по доминирующему в проекте методу телекоммуникационный образовательный проект «Интернет–фестиваль «Умник» для старшеклассников относится к творческому типу, так как его структура постоянно развивается в соответствии с логикой и интересами участников проекта. По х ...
Содержание экспериментальных комплексов ЛФК по коррекции мелкой моторики у
детей с нарушением интеллекта
Разрабатывая данные экспериментальные комплексы упражнений с применением пальчиковой гимнастики по коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта, нами были поставлены задачи
: 1. Улучшить работу верхних конечностей. 2. Развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук. Для реше ...