Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Особенности личностного саморазвития одаренных старшеклассников

Страница 2

К.А. Абульханова-Славская определяет процесс саморазвития личности как самостоятельное определение стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни:

− выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этапов, этот выбор может изменяться в течении жизни;

− решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии;

− творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей .

Процесс саморазвития личности одаренных старшеклассников не может быть определен лишь построением личностью стратегии жизни, поэтому необходимо обратиться к другим педагогам и психологам, которые в своих исследованиях касались вопроса саморазвития одаренных старшеклассников.

Р. Матвеева определяет саморазвитие одаренных старшеклассников как процесс самоактуализации. Самоактуализация принимается как «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности». Этот подход находит свое отражение в мотивационной сфере. Рассматривая пирамиду мотивов здорового человека, он выделяет группы мотивов Дефицита и Бытия (развития). Источником мотивов развития, по его мнению, является имманентная человеку потребность реализации своих способностей. Использование способностей доставляет человеку удовлетворение, а неиспользование раздражает и продолжает требовать применения.

Наличие специальных способностей у одаренных учащихся должно находить свое отражение в мотивационной сфере. По мнению специалистов, одаренными можно назвать старшеклассников, демонстрирующих высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, спортивных успехов. При этом, чем выраженнее специальные особенности представлены в мотивационной сфере, тем сильнее развиваются и совершенствуются. Фактом теории А. Маслоу, важным для выявления условий, способствующих успешному саморазвитию личности одаренного учащегося, является то, что мотивы самоактуализации находятся на вершине пирамиды мотивов. Они активизируются тем сильнее, чем меньше действуют мотивы, отнесенные к группе Дефицита.

Обратим внимание на выявление потребностей старшеклассников, так как условием, способствующим саморазвитию личности одаренного учащегося, является обстановка, когда удовлетворены потребности человека в питании, безопасности, индивид принят социальным окружением.

Мы предполагаем, что процесс саморазвития необходимо рассматривать с учетом возрастных особенностей личности. Проанализируем психологические характеристики юношеского возраста.

Г. Селевко рассматривает саморазвитие одаренных старшеклассников через индивидуализацию, которая имеет две фазы: на третьем году жизни и в период взросления. Период взросления включает повышенную сензитивность личности, господство потребности изменить себя, чтобы соответствовать новым требованиям развития, что свидетельствует о повышенной сензитивности личности к саморазвитию .

Однако в этот период следует учитывать и появление психопатологических симптомов при неспособности справиться с возрастными задачами развития, процессы отделения от близких, позволяющие индивиду находить объекты любви вне семьи. Кроме того, в период взросления индивидуализация приобретает такие черты, как склонность к регрессии – поведению, типичному для более раннего периода развития и нонконформизм – механизм защиты против выраженной склонности к регрессии.

Этот возрастной период связан, по мнению Э. Эриксона, с постоянным стремлением старшеклассника к собственной идентичности и ее сохранению. Идентичность означает осознание тождественности личности самой себе, непрерывности во времени и связанное с этим ощущение, что другие признают это. Идентификация в психологии понимается как процесс формирования идентичности. Одним из основных положений Э. Эриксона является деление хода развития идентичности на фазы или ступени, на которых личность переживает ряд психосоциальных кризисов. В период взросления имеет место «нормативный кризис», не являющийся аномалией, но способствующий развитию отклонений и патологий. Э. Эриксон вводит понятие психосоциального моратория, как одобренной обществом отсрочки для преодоления идентификации, опробования новых ролей, допускающего утрированные реакции, нонконформистское поведение и отклонения в развитии. Центральной проблемой в период взросления является формирование идентичности. Поиск своего места в жизни, выработка статуса является важной темой психологического саморазвития индивида. В совокупности статусов особо выделим профессиональный. Его выработка тесно связана с выявлением и совершенствованием способностей личности. Отметим, что наличие выделяющихся способностей оказывает определенное воздействие на этот процесс и находит свое отражение в идентичности.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Геометрия на спичках
В работе над задачками можно использовать спички, счётные палочки или просто рисунок на бумаге. Спички имеют стандартную длину и это свойство позволяет строить из них различные геометрические фигуры. Одна спичка - это модель отрезка. Данное занятие целесообразно провести в форме викторины. Разделит ...

Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...

Рейтинг инженерных специальностей по прибыльности
Тем не менее, бытует ошибочное, но широко распространённое мнение, что в США и сейчас наиболее популярны и прибыльны профессии так или иначе связанные с экономикой (экономисты, менеджеры и др.) или законом (юристы, адвокаты и др.), несмотря на прошедший не так давно экономический кризис. На самом ж ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru