Мы рассматриваем педагогическую концепцию развития СРС при дифференцированном подходе обучения. Исходим из того, что главный ценностный ориентир в учебном процессе – личность студента, ее конкретные и заметные положительные изменения в процессе напряженной индивидуальной деятельности по развитию и формированию собственного потенциала – интеллектуально-творческого, социально-морального, духовно-эстетичного и физического. Эти изменения должны обеспечить переход студента из фиксированного уровня после изучении каждой отдельной дисциплины на более высокий и, максимально высокий при выпуске из учебного заведения. Такая логика определяет необходимость новой организации самостоятельной работы, с помощью которой можно вывести студента на высокий уровень компетентности, подготовленности и профессионализма в выбранной специальности, направленности на избранную профессию, работу, инициативу, организованности и гражданственности. Соответственно подготовленный таким образом специалист окажется способным самостоятельно перенести логику собственного установления на становление и формирование своего будущего подчиненного.
Определение студента главной действующей фигурой всего образовательного процесса является исходным моментом при организации СРС. Студент как субъект учебного заведения становится реальным и полноправным хозяином учения, быта, общественной жизни и будущей профессиональной деятельности. Поэтому он в полной мере должен быть ответственным за сделанный выбор, за утверждение своей свободы, чести, достоинства, физической и духовно-моральной готовности к работе, усвоения ценностей, необходимых для становления современного специалиста.
Если студент не готов взять на себя такую ответственность, он должен признать свой выбор обучения ошибочным. При этом надо иметь в виду, что субъектный опыт каждого отдельного студента настолько разнообразен и неповторим, что нельзя не учитывать этот факт, а тем более давить на студента, используя свое служебное положение, подгоняя, отвергая, заменяя его субъектный опыт.
Актуальность концепции развития СРС обусловлена его значимостью для обновления общества. Невозможно перестроить общество без перестройки образования. Тем более, невозможно создать новое общество, новое государство без обновления образования. Образование должно быть на передовой нашей государственной деятельности, укреплять и растить нацию. Вместе с тем новая концепция обосновывается теоретическими и эмпирическими предпосылками. К первым можно отнести фундаментальные исследования функций личности в социуме и жизнедеятельности человека, исследования специфичных механизмов развития личностных функций (смыслотворення, субъективации, рефлексии), соотношений функционально-когнитивных и личностных компонентов в образовании и т.д.
Мы опираемся на фундаментальные педагогические исследования, которые раскрывают природу педагогического знания (В. Краевский, Б. Лихачев), целостность образовательного процесса (В. Ильин, Б. Беспалько), личностно развивающие функции обучения (В. Сериков, О. Дусавицкий, Т. Мальковская), сущность педагогической деятельности (Б. Коротяев, В. Сластенин).
В учебном процессе творчество проявляется как в действиях преподавателя, так и студента. Отличие лишь в том, что у педагога уровень совершенства, мастерства, научные возможности значительно выше, чем у студента. Происходит взаимодействие двух опытов, в результате которого обогащаются оба. Вместе с тем подготовка специалиста направлена преимущественно на такую организацию учебного процесса, которая существует вне личности студента.
Обучение на личностном уровне – это обеспечение субъективного восприятия материала каждым студентом. Этот материал будет иметь смысл и ценность для личности, если он согласовывается с ее опытом, иначе никакая предметная деятельность не сможет обеспечить «необходимого» (по мнению преподавателя) смысла. Осуществить это требование можно, если учебный материал трансформировать в систему задач, выполнение которых требует определенного уровня познавательной самостоятельности студентов.
Актуально о образовании:
Обзор средств Интернет для формирования исследовательской компетенции на
уроках английского языка
В параграфе 1.3 нами были рассмотрены основные виды Интернет-технологий, которые можно использовать в процессе обучения английскому языку для формирования исследовательской компетенции старшеклассников. В данном параграфе мы рассмотрим конкретные Интернет-ресурсы для развития исследовательских умен ...
Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие
учителя и учеников при
компьютерном обучении
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из не ...
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...