Осмысление вопросов теории и практики развивательного обучения стало толчком для зарождения в конце 80-х годов идей нового обучения. С середины 90-х годов начинается разработка технологий личностно ориентированного обучения. Вполне естественно, что педагоги и психологи с различных позиций рассматривают новое явление: если в педагогике научные исследования сосредоточиваются на выявлении условий эффективной реализации личностного подхода к обучению, то в психологии — на механизмах личностных изменений, характеристиках становления индивидуальности ученика. В этом проявляется специфика предмета соответствующей отрасли научного знания, а не их противопоставления. Главное, что мы особенно подчеркиваем, - это осознание обеими сторонами необходимости поставить ученика в центр образовательного процесса.
Инновационная деятельность предусматривает пути и способы реализации новой педагогической идеи. В период, когда инновационное движение теряет свою однородность, перспективной является методика, которая выступает содержательным обобщением, включая смысл разветвлений педагогических технологий, в которых студент является субъектом обучения. Именно таким обобщением, по нашему мнению, выступает то обучение, которое позволяет собрать воедино основные факты о самостоятельной работе, индивидуальном подходе, дифференциации обучения, обнаружить те тенденции, какие свойственны этому процессу, предложить некоторые пути повышения эффективности обучения.
Для выявления роли и значения личностно ориентированной педагогической технологии было бы хорошо, если бы была осуществлена классификация педагогических технологий на существенном основании, определенно место этой технологии. Это давало бы дополнительные возможности преподавателям эффективно организовывать самостоятельную работу студентов в новых условиях. В связи с этим привлекают внимание подходы, в которых осуществлена попытка, предоставить этому процессу большей убедительности, аргументированности, доказательности.
Так, В. Монахов предложил аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. Но если сам подход можно определить как интересный, то его реализация вызывает возражение. Уже много веков, начиная с Евклида, под аксиомой понимают такое утверждение, которое явно не определяется в рамках данной теории и принимается без доказательств.
Предложеные В. Монаховим три группы аксиом-включений педагогической технологии в единый педагогический простор, моделирование и нормализация учебного процесса — включают такие понятия, как диагностика, целеустремление, дозирование, коррекция, которые однозначно не могут быть приняты в качестве неопределяемых и требуют специального раскрытия. Аксиома есть неопровержимое утверждение, а то, что указано в труде В. Монахова, такого утверждения не содержит и требует дополнительных объяснений. К тому же большое по числу количество аксиом не проясняет, а наоборот, создает хаос в этой отрасли научного знания. Более того, представленный материал не дает оснований утверждать, что попытка построения теории педагогической технологии на аксиоматической основе является ли производительной вообще.
Новое обучение привлекает к себе внимание, провозглашается необходимость личностно ориентированного подхода, но парадигма обучения утверждается болезненно. И здесь имеем большой спектр мыслей. Одни призывают исследователей не пытаться открывать что-то новое, поскольку вообще-то все уже открыто, а заняться вдумчивым, спокойным анализом” „опираясь на сделанное, идти дальше”.
В. Лазарев и Н. Коноплинная осуществили попытку промежуточных итогов многолетних споров на этот счет. По их мнению, определений личности так много и каждое из них настолько справедливое, что можно использовать любое. Если концепция названа личностно ориентированной, поскольку в ней вспоминается личность, то она такой и будет. Но при этом не учитывается такая „малость” — личность студента является главной ценностью учебного процесса. Не будет в теории и практике того, без чего они существовать не смогут. Студент сам осознает ценность знаний и необходимость их получения лично для себя, для своей профессиональной деятельности.
Актуально о образовании:
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. ...
Формы и методы формирования познавательного интереса
у школьников
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, ...
Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц. Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная сис ...