Сравнительный педагогический анализ методов обучения А. Алексюка, Ш. Амонашвили, В. Андросюка, В. Буряка, Б. Коротяева, Л. Кондрашовой, В. Сластёнина позволяет прийти к выводу, что они являются отдельными моделями обучения, которое разрабатывает И. Якиманская. „Понятно, — пишет Н. Свинина, - что личностный подход в педагогике находится в стадии формирования и с большими трудностями его можно понять с помощью традиционных способов профессионального мышления”.
При личностно ориентированном обучении главной фигурой всего процесса выступает личность, ее самобытность, самоценность. Такое обучение субъектный опыт каждого сначала выявляет, а уже потом согласовывает с содержанием образования.
Поскольку в исследовании мы употребляем термин, «субъектный опыт», охарактеризуем свое понимание содержательной сути этого понятия.
Начнем с того, что идея опираться в обучении на опыт ученика не является новой. Об этом говорили еще Я. Коменский, Г. Песталоцци, К. Ушинский. В 20-х годах она привлекла внимание Т.Швейного, П. Юркевича, позже В. Сухомлинского, в наши дни В. Мадзигона и др.
Более того, мы не встретили ни одного труда представителей разных научных школ, чтобы кто-то подвергал ее сомнению. При этом отмечаются различные виды опыта: познавательный, жизненный, житейский, личный, индивидуальный, субъективный, витагенный, субъектный. Исследователь А. Белкин, считает, что все виды опыта сводятся к трем: жизненный опыт, опыт жизни и витагенный опыт. С этим можно согласиться лишь при условии, что обучение в заведении образования выступает как подготовка к жизни.
Если же обучение в школе рассматривать как полноценная жизнь ученика, то с таким подходом согласиться никак нельзя. Кроме того, и опыт жизни, и жизненный опыт – этот тоже выточенный опыт личности. Опыт жизни для человека имеет не меньшее значение, чем любой другой, а потому преуменьшать его, а тем более пренебрегать ним в образовательном процессе, будет педагогической ошибкой. Мы никак не можем согласиться с мнением, которое жизненный опыт нельзя получить в рамках образовательного процесса за счет целенаправленных организованных влияний. И тем более мы не соглашаемся с выводом, что в жизненный опыт входит только та информация, которая относительно личности имела стихийный, случайный характер. При таком подходе мы не только обедняем возможности учебного процесса, которые могли бы помочь развитию и саморазвитию индивидуальности. Мы не стимулируем поиск механизмов, которые бы разрешили опыт ученика или студента раскрывать, максимально использовать, обогащать и в случае необходимости превращать, а рассматриваем субъектный опыт личности с позиций того, что он выступает в личностно ориентированном обучении как системообразующий фактор.
Под субъектным опытом мы понимаем особое объединение знаний, чувств, установок, стереотипов, личностных смыслов, которое стало достоянием конкретной личности, имеет для нее самодостаточную ценность и может проявиться, в случае необходимости, в готовности действовать в адекватных ситуациях. Именно субъектный опыт делает всех людей разными, удостоверяет уникальность, неповторимость каждой личности. Разные люди могут иметь одинаковый жизненный опыт, а вот субъектный опыт у каждого свой.
Выделяя субъектный опыт, мы тем самым хотим подчеркнуть субъектность студента, субъектное взаимодействие преподавателя и студента. О. Божович и ее группа (В. Вайзер, З. Голишева, Т. Пускаєва, Т. Раевская, О. Юдина), раскрывая понятие субъекта обучения, отмечают, что субъектом обучения есть ученик, «который не только усваивает содержание учебного материала, а и соотносит его к имеющему собственному опыту, накопленного не только в результате предыдущего опыта, а и в повседневной практике» .
Обращаем внимание на то, что изменение субъектного опыта выступает как уникальный процесс развития личности. Субъектный опыт есть тем пространством, в котором возможное сотрудничество, сотрудничество преподавателя и студента. Отвечая преподавателю, студент нему предлагает свой субъектный опыт, а личность выступает как проект и воплощение субъектного опыта. Поэтому важно обнаружить структуру субъектного опыта, выделить в нем сильные и слабые стороны.
Актуально о образовании:
Исследование межличностных отношений младших школьников
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаим ...
Методика формирования самостоятельности у младших школьников
Формирование, самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. ...
Методика работы с иллюстративным материалом в процессе развития творческого
потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам
Методика развития творческих умений учеников с помощью иллюстративного материала и художественного творчества базируется на визуальном восприятии информации, а также умениях передавать её в помощью рисунка. Создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов и диафильмов особенно подходят для уроков ...