К середине 80-х гг. XX века методика начального естествознания была представлена методикой обучения "Природоведению" - интегрированного курса, который изучался на начальной и средней ступени общеобразовательной школы в России. Методика обучения природоведению рассматривалась как частная по отношению к общей методике обучения естествознанию (биологии). Такое положение методики начальных курсов естествознания по отношению к методике общего естествознания было обусловлено исторически и являлось исходом процесса дифференциации, в ходе которого из общей методики естествознания выделились частные методики естествознания (природоведения, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии). Подчеркнем, что с точки зрения содержательной преемственности, на курс природоведения возлагались, как известно, более широкие задачи, выходящие далеко за рамки обеспечения подготовки к изучению курса биологии.
В современной начальной школе представлено уже более десятка курсов начального естественнонаучного образования. Данные курсы оформлены в виде авторских программ, представлены в вариантах учебников и учебно-методических пособиях. Создаются также специальные интегрированные курсы по изучению биологии, физики и химии, изучение которых предполагается в среднем звене, параллельно с линейными курсами. Подобные курсы, по замыслу разработчиков, должны играть роль компенсаторных механизмов, позволяющих преодолеть предметно-содержательную рассогласованность программ между младшим и средним звеном в условиях вариативности. Нельзя не упомянуть еще об одной тенденции, характеризующей и способной изменить вектор современных методических исследований. Речь идет о том, что актуализация идеи формирования у учащихся представлений о взаимоотношениях между природной и социальной средой привела к широкой интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний в рамках начальных курсов естествознания таких, например, как "Мир и человек", "Окружающий мир", "Я и мир вокруг" и др. Примечательно, что подобные курсы занимают равноудаленное положение к образовательными областям "Обществознание" и "Естествознание" с точки зрения их пропедевтической роли.
Актуально о образовании:
Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...
Контроль понимания текста
Как проводить контроль понимания читаемого? Есть несколько способов, и я приведу некоторые из них. 1. Нахождение учащимися в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, предъявленные им до чтения или после чтения. 2. Ответы учащихся с опорой на текст, на вопросы учителя, заданные им д ...
Увлекательные уроки: основы создания
Л.Н. Толстой утверждал: "Никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку". В самом деле, попытайтесь вспомнить, о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по… не важно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся. Беда школы - потеря многими учащимися интереса ...