Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», – цитирует В.М. Полонского В.А. Сластенин в книге «Педагогика» .
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
В.И. Загвязинский, Р. Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный (подготовительный), собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий,
Общую схему научного исследования можно представить следующим образом:
1) Подготовительный этап служит для определения основных позиций по заданной теме, для которого используются различные варианты. Подготовительный этап является необходимым компонентом для органичного и логичного построения работы:
· Осознание практических затруднений, предварительное изучение литературы
· Обоснование темы и проблемы
· Определение объекта и предмета
· Формирование целей и задач
· Установление исходных фактов и теоретических положений
· Определение потребного результата
· Прогнозирование будущего
· Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы
· Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы
· Разработка инструментария (анкеты, тесты и др.)
· Разработка (выбор) носителей нововведения (программ, пособий т.д.)
· Определение критериев успешности и факторов риска.
2) Собственно исследовательский этап:
· выбор методов исследования;
· описание процесса исследования (проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – анализ предварительных выводов, их уточнение, апробирование, обобщение – построение заключительного вывода).
3) Оформительско-внедренческий этап:
· апробация (обсуждение выводов, представление их научному сообществу);
· оформление работы;
· внедрение результатов в практику.
В логике педагогического исследования понимают последовательность и взаимосвязь составных элементов исследовательской работы. Так, научно-исследовательскую работу, по мнению З.Н. Курлянд, всегда начинают с выбора объектного пространства исследования. Выбор объектного пространства определяется такими объективными факторами, как актуальность, новизна и перспективность, а также субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, наклонностями, интересами, способностями, складом ума исследователя, характером его профессиональной деятельности и т.д. Выбором объектного пространства является определение исследовательской проблемы и темы исследования. При этом тема содержать проблему.
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий специального изучения и положительного решения, то есть это то, что не известно в науке. Проблема – это мостик между известным и неизвестным, («знание о незнании»), т.е. противоречивая ситуация, которая имеет вид противоположных позиций во время объяснения каких-либо явлений, объектов, процессов, что требует адекватной теории для ее конструктивного решения. В отличие от ответа на вопрос, решение проблемы не содержится в научном знании, что уже существует, и поэтому не может быть взят путем простого преобразования имеющейся научной информации.
Суть проблемы – противоречия. В современной педагогике раскрыто множество противоречий, но нет их единой классификации. В.Н. Рыжов в курсе лекций по основам учебно-исследовательской деятельности выделяет следующие группы противоречий:
· Между знанием и незнанием. Здесь часто имеет место не только отсутствие знаний у одной части учащихся, но и нежелание приобретать новые знания.
· Между реальными и необходимыми учебными возможностями учащихся. Например, с позиций развивающего обучения здесь следует иметь в виду множество различных показателей, которые могут быть объектом исследования. Это, во-первых, характеристики общеучебных и специальных умений: скорость чтения, быстрота письма, темп вычислений и др. Во-вторых, показатели воспитанности: доброта, отзывчивость, обязательность, авторитетность, сформированность нравственного идеала и др. В-третьих, показатели развития психики: объём памяти, устойчивость внимания, нешаблонность мышления, умение обобщать и др.
Актуально о образовании:
Упражнения, предваряющие работу над
текстом
Одним из таких упражнений является беседа учителя на тему, прямо или косвенно связанную с материалом текста. Используется серия вопросов (несложных), доступных пониманию учащихся, при этом, как всегда, учитывается разный уровень их подготовки. После такой предварительной работы учащимся предлагаетс ...
Основные принципы и способы повышения интереса к учебному материалу
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждый решений, отсутствия выбора. И особенно не люб ...
Наблюдение за взаимоотношениями детей в игре и вне ее
игра дошкольник воспитатель творческий Фотозапись игры детей подготовительной к школе группы Игра «Школа» В игре участвуют 5 детей подготовительной к школе группы В «Школу» предложила поиграть воспитатель детского сада Марина Александровна. Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете ...