Зарождение методики обучения биологии в России

Новое о образовании » Зарождение методики обучения биологии в России

Современная методика обучения биологии - это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Ее возникновение и развитие тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием общественно-политической мысли, биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.

Слово "методика" происходит от греческого "methodos" - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики как науки с формированием ее научных основ. Методика как научная область имеет богатую и противоречивую историю своего становления. Движимая поставленными целями образования, нарастающим объемом знания, она прошла путь от эмпирических обобщений до познания подлинно научных закономерностей процесса обучения и воспитания. Теоретические достижения методики, проверенные практикой, утвердили ее как науку и способствовали разработке научно обоснованной системы обучения и воспитания по всем учебным дисциплинам. В этом же русле происходило становление методики начальных курсов естествознания. Менялось название и самого предмета "Биология" в соответствии с уровнем развития данной науки в системе естественнонаучных знаний.

Первоначальные элементы методики зародились в практике обучения при осмыслении целей изучения живой природы, в отборе содержания предмета и приемов его изучения.

Кардинальные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни России обусловили реформаторские, процессы в общеобразовательной школе. Одним из благотворных следствий этих изменений явились поиски путей воплощения в жизнь идей демократизации и гуманизации образования, создания такой системы обучения, которая обеспечивала бы формирование интеллектуального и духовного потенциала каждого ученика. Исследования и педагогическая практика последнего десятилетия показали, что образование - в массовом педагогическом сознании - уже не сводится к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. С этих позиций решаются проблемы принципов конструирования и совершенствования содержания образования, решаются вопросы адекватных форм и методов его усвоения.

С учетом требований дня и достижений науки подвергается пересмотру содержание образования в области начальной естественнонаучной подготовки учащихся. В современной школе представлено более десяти начальных курсов естествознания, т.е. курсов, предшествующих предметному обучению дисциплин естественнонаучного цикла. Данные курсы оформлены в виде программ, представлены в вариантах учебников и учебно-методических пособий. Они призваны обеспечивать не только пропедевтическое, но и мировоззренческое наполнение всех школьных естественнонаучных дисциплин. "Эта проблема, - отмечает А.А. Ульянова, - чрезвычайно важна, т.к. от содержания и характера направленности личности зависят решения социальных и экономических проблем, а, следовательно, и пути развития общества в целом". Идея гуманизации современного образования проявляет себя и в необходимости экологизации содержания, принятии принципа экологизации как определяющего мировоззренческие взгляды личности на мир и свое место в нем. При этом цели и задачи этих курсов, принципы отбора их содержания, а также требования к методам и организационным формам обучения существенно различаются. Отметим в этой связи и расширяющееся инновационное поле деятельности педагогов.

В этих условиях встает вопрос о согласованности целей естественнонаучного образования на начальном этапе обучения и целей авторских программ и учебных пособий этой области знания. Наряду с этим, отход от единообразия учебного материала начальных курсов естествознания, вариативность его наполнения, практика скорейшей выработки и введения в практику новых учебных программ затрудняют отслеживание, анализ и обобщение практического педагогического опыта, на основе которого возможно выявление закономерных связей между спецификой учебного предмета, деятельностью учителя и учащихся. Другими словами, обнаруживается недостаточность методики обучения вследствие сужения границ объекта ее исследования - процесса обучения учебному предмету.

Как показывает историко-педагогический анализ литературы, становление методики начального естествознания остается до настоящего времени недостаточно изученной областью. Некоторые вопросы этой проблемы в различных аспектах становились предметом исследовании Г.Н. Аквилевой, И.Ю. Алексашиной, С.В. Алексеева, В.П. Горощенко, Т.И. Горшковой, НБ. Груздевой, Э.В. Гущиной, И.Д. Зверева, О.В. Казаковой, Г.Е. Ковалевой, Л.Д. Лебедевой, Л.С. Меднис, Н.И. Орещенко, А.Н. Тарфеника, Б.Е. Райкова, Н.А. Рыкова, Л.В. Симоновой, Е.Б. Сгасской, И.Т. Суровегиной, С.В. Телешова, В.Н. Федоровой, Э.О. Швинки, И.К. Шульги и др. Однако работы этих авторов не охватывают широких хронологических рамок этого пути, позволяющих обнаружить тенденции развития методики преподавания начальных курсов естествознания. Необходимо добавить также, что на сегодняшний день не существует исследований, содержащих периодизацию развития методики начальных курсов естествознания.


Актуально о образовании:

Анализ передового педагогического опыта по исследуемой теме
Главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более соверше ...

Новый подход к содержанию образования
Каким будет наше российское образование завтра? На каких принципах должно строится образование сегодня? Вот вопросы, на которые хотел бы получить ответ любой здравомыслящий человек нашего общества. Ответы на эти вопросы можно найти в статьях наших ученых, которые рассматривают новые подходы к содер ...

Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru