Зарождение методики обучения биологии в России

Новое о образовании » Зарождение методики обучения биологии в России

Современная методика обучения биологии - это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Ее возникновение и развитие тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием общественно-политической мысли, биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.

Слово "методика" происходит от греческого "methodos" - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики как науки с формированием ее научных основ. Методика как научная область имеет богатую и противоречивую историю своего становления. Движимая поставленными целями образования, нарастающим объемом знания, она прошла путь от эмпирических обобщений до познания подлинно научных закономерностей процесса обучения и воспитания. Теоретические достижения методики, проверенные практикой, утвердили ее как науку и способствовали разработке научно обоснованной системы обучения и воспитания по всем учебным дисциплинам. В этом же русле происходило становление методики начальных курсов естествознания. Менялось название и самого предмета "Биология" в соответствии с уровнем развития данной науки в системе естественнонаучных знаний.

Первоначальные элементы методики зародились в практике обучения при осмыслении целей изучения живой природы, в отборе содержания предмета и приемов его изучения.

Кардинальные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни России обусловили реформаторские, процессы в общеобразовательной школе. Одним из благотворных следствий этих изменений явились поиски путей воплощения в жизнь идей демократизации и гуманизации образования, создания такой системы обучения, которая обеспечивала бы формирование интеллектуального и духовного потенциала каждого ученика. Исследования и педагогическая практика последнего десятилетия показали, что образование - в массовом педагогическом сознании - уже не сводится к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. С этих позиций решаются проблемы принципов конструирования и совершенствования содержания образования, решаются вопросы адекватных форм и методов его усвоения.

С учетом требований дня и достижений науки подвергается пересмотру содержание образования в области начальной естественнонаучной подготовки учащихся. В современной школе представлено более десяти начальных курсов естествознания, т.е. курсов, предшествующих предметному обучению дисциплин естественнонаучного цикла. Данные курсы оформлены в виде программ, представлены в вариантах учебников и учебно-методических пособий. Они призваны обеспечивать не только пропедевтическое, но и мировоззренческое наполнение всех школьных естественнонаучных дисциплин. "Эта проблема, - отмечает А.А. Ульянова, - чрезвычайно важна, т.к. от содержания и характера направленности личности зависят решения социальных и экономических проблем, а, следовательно, и пути развития общества в целом". Идея гуманизации современного образования проявляет себя и в необходимости экологизации содержания, принятии принципа экологизации как определяющего мировоззренческие взгляды личности на мир и свое место в нем. При этом цели и задачи этих курсов, принципы отбора их содержания, а также требования к методам и организационным формам обучения существенно различаются. Отметим в этой связи и расширяющееся инновационное поле деятельности педагогов.

В этих условиях встает вопрос о согласованности целей естественнонаучного образования на начальном этапе обучения и целей авторских программ и учебных пособий этой области знания. Наряду с этим, отход от единообразия учебного материала начальных курсов естествознания, вариативность его наполнения, практика скорейшей выработки и введения в практику новых учебных программ затрудняют отслеживание, анализ и обобщение практического педагогического опыта, на основе которого возможно выявление закономерных связей между спецификой учебного предмета, деятельностью учителя и учащихся. Другими словами, обнаруживается недостаточность методики обучения вследствие сужения границ объекта ее исследования - процесса обучения учебному предмету.

Как показывает историко-педагогический анализ литературы, становление методики начального естествознания остается до настоящего времени недостаточно изученной областью. Некоторые вопросы этой проблемы в различных аспектах становились предметом исследовании Г.Н. Аквилевой, И.Ю. Алексашиной, С.В. Алексеева, В.П. Горощенко, Т.И. Горшковой, НБ. Груздевой, Э.В. Гущиной, И.Д. Зверева, О.В. Казаковой, Г.Е. Ковалевой, Л.Д. Лебедевой, Л.С. Меднис, Н.И. Орещенко, А.Н. Тарфеника, Б.Е. Райкова, Н.А. Рыкова, Л.В. Симоновой, Е.Б. Сгасской, И.Т. Суровегиной, С.В. Телешова, В.Н. Федоровой, Э.О. Швинки, И.К. Шульги и др. Однако работы этих авторов не охватывают широких хронологических рамок этого пути, позволяющих обнаружить тенденции развития методики преподавания начальных курсов естествознания. Необходимо добавить также, что на сегодняшний день не существует исследований, содержащих периодизацию развития методики начальных курсов естествознания.


Актуально о образовании:

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а т ...

Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля ...

Общее представление о технологии обучения и классификация технологий обучения химии
В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологии обучения химии. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе. Технология обучения химии – это особый вид методики обучения химии, кото ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru