Наиболее разработанной на сегодняшний день является типология простых задач, так как внедрение общих методов решения данных задач в школьное математическое образование началось только с начала прошлого столетия. С другой стороны в современной методической литературе нет единой всеми признанной типологии простых задач. Это обусловлено различными подходами к построению:
1) содержания начального школьного математического образования;
2) методической концепции обучения решению задач.
Типологии задач в методической литературе уделено значительно меньше внимания. Наиболее завершенными на сегодняшний день признана типология А.П. Тонких и Т.Е. Демидовой, построенная на основе способа решения или задачи, сходные по содержанию.
Классификаций простых задач (приложение О, П).
Существуют и другие типы простых задач: нахождение числа по его доле, нахождение доли от числа, а также задачи на функциональную зависимость.
Для составных задач нет такого единого основания классификации, которое позволило бы с пользой для дела разделить их на группы.
Особенности методики обучения решению некоторым типам простых задач
1. Задачи, раскрывающие смысл операции сложения
Это самые первые задачи, с которыми встречаются учащиеся. Именно здесь происходит знакомство с понятиями "условие задачи" (о чем говорится в задаче?) и "вопрос" (что необходимо найти?). Здесь; школьники получают представление о краткой записи условия задачи, учатся выполнять предметные иллюстрации по ее тексту.
Здесь учитель приводит несколько различных по сюжету задач этого типа и заостряет внимание учащихся на том, что в ее условии два числовых данных и требуется найти "сколько всего".
На, наборном полотне показываются люстрации к задачам такого типа и решается проблема как ту или иную ситуацию, описанную в задаче можно записать на математическом, языке. Тут же дается чтение проведенной математической записи. Постепенно необходимость в предметной иллюстрации исчезает. Детям предлагается самим составлять математические задачи данного типа по предложенным математическим выражениям. Например:
Составьте задачу о снегирях так, чтобы она решалась действием 3 + 2.
2. Задачи, раскрывающие смысл операции вычитания (нахождение остатка)
Изучение понятий во взаимосвязи способствует лучшему их усвоению. Поэтому решение задач, раскрывающие смысл операций сложения и вычитания происходит одновременно
3. Задачи, раскрывающие связь сложения и вычитания
В отличие от первых двух типов задач, где учащиеся учатся находить "опорное слово", данный тип задач содержит в себе "игру слов" и требует от школьников глубокого понимания сущности операций сложения и вычитания, а также сложной умственной деятельности. Поэтому на начальном этапе обычно учителя используют иллюстрации.
Н.Б. Истомина и А.И. Петрова предлагают изучать этот тип задач следующим образом. С целью закрепления взаимосвязи уменьшаемого, вычитаемого и разности, они предлагают фронтально обсудить следующие задачи, к которым, с их точки зрения, полезно выполнить краткую запись, или использовать предметную наглядность, а может быть даже - проигрывание. Например, работу с задачей можно организовать так. Один из учеников читает задачу. Учащиеся, одновременно с доской, выполняют краткую запись:
Было - ?
Подарили - 2 з.
Осталось - 9 з.
Затем по этой краткой записи школьники воспроизводят текст задачи. Для того чтобы учащиеся лучше представляли ситуацию, данную в задаче, одновременно с воспроизведением текста, учитель наглядно интерпретирует задачу.
Ученик: "У Юры было несколько значков".
Учитель показывает конверт, на котором написан знак вопроса.
Ученик: "2 значка он подарил товарищу".
Учитель вынимает из конверта 2 значка.
Ученик: "У него осталось 9 значков".
Учитель спрашивает у школьников: "Где оставшиеся значки?"
Ученики: "Они в конверте".
Учитель: "Как вы думаете, у Юры было больше значков, чем 9?"
Учитель: "Почему вы так решили?"
Учитель: "Каким действием будем решать эту задачу"
Ученик: "Эту задачу будем решать сложением".
Истомина Н.Б. рекомендует сразу же рассмотреть две обратные задачи для данной, выполнив на доске их краткие записи (текст задачи предлагает учитель):
Актуально о образовании:
Понятие метапредметности в современном образовании
Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного ж ...
Возникновение методики обучения биологии в
древности
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержа ...
Метод синектики
Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Один из эвристических ...