Методика обучения младших школьников решению простых и составных текстовых задач

Страница 2

Наиболее разработанной на сегодняшний день является типология простых задач, так как внедрение общих методов решения данных задач в школьное математическое образование началось только с начала прошлого столетия. С другой стороны в современной методической литературе нет единой всеми признанной типологии простых задач. Это обусловлено различными подходами к построению:

1) содержания начального школьного математического образования;

2) методической концепции обучения решению задач.

Типологии задач в методической литературе уделено значительно меньше внимания. Наиболее завершенными на сегодняшний день признана типология А.П. Тонких и Т.Е. Демидовой, построенная на основе способа решения или задачи, сходные по содержанию.

Классификаций простых задач (приложение О, П).

Существуют и другие типы простых задач: нахождение числа по его доле, нахождение доли от числа, а также задачи на функциональную зависимость.

Для составных задач нет такого единого основания классификации, которое позволило бы с пользой для дела разделить их на группы.

Особенности методики обучения решению некоторым типам простых задач

1. Задачи, раскрывающие смысл операции сложения

Это самые первые задачи, с которыми встречаются учащиеся. Именно здесь происходит знакомство с понятиями "условие задачи" (о чем говорится в задаче?) и "вопрос" (что необходимо найти?). Здесь; школьники получают представление о краткой записи условия задачи, учатся выполнять предметные иллюстрации по ее тексту.

Здесь учитель приводит несколько различных по сюжету задач этого типа и заостряет внимание учащихся на том, что в ее условии два числовых данных и требуется найти "сколько всего".

На, наборном полотне показываются люстрации к задачам такого типа и решается проблема как ту или иную ситуацию, описанную в задаче можно записать на математическом, языке. Тут же дается чтение проведенной математической записи. Постепенно необходимость в предметной иллюстрации исчезает. Детям предлагается самим составлять математические задачи данного типа по предложенным математическим выражениям. Например:

Составьте задачу о снегирях так, чтобы она решалась действием 3 + 2.

2. Задачи, раскрывающие смысл операции вычитания (нахождение остатка)

Изучение понятий во взаимосвязи способствует лучшему их усвоению. Поэтому решение задач, раскрывающие смысл операций сложения и вычитания происходит одновременно

3. Задачи, раскрывающие связь сложения и вычитания

В отличие от первых двух типов задач, где учащиеся учатся находить "опорное слово", данный тип задач содержит в себе "игру слов" и требует от школьников глубокого понимания сущности операций сложения и вычитания, а также сложной умственной деятельности. Поэтому на начальном этапе обычно учителя используют иллюстрации.

Н.Б. Истомина и А.И. Петрова предлагают изучать этот тип задач следующим образом. С целью закрепления взаимосвязи уменьшаемого, вычитаемого и разности, они предлагают фронтально обсудить следующие задачи, к которым, с их точки зрения, полезно выполнить краткую запись, или использовать предметную наглядность, а может быть даже - проигрывание. Например, работу с задачей можно организовать так. Один из учеников читает задачу. Учащиеся, одновременно с доской, выполняют краткую запись:

Было - ?

Подарили - 2 з.

Осталось - 9 з.

Затем по этой краткой записи школьники воспроизводят текст задачи. Для того чтобы учащиеся лучше представляли ситуацию, данную в задаче, одновременно с воспроизведением текста, учитель наглядно интерпретирует задачу.

Ученик: "У Юры было несколько значков".

Учитель показывает конверт, на котором написан знак вопроса.

Ученик: "2 значка он подарил товарищу".

Учитель вынимает из конверта 2 значка.

Ученик: "У него осталось 9 значков".

Учитель спрашивает у школьников: "Где оставшиеся значки?"

Ученики: "Они в конверте".

Учитель: "Как вы думаете, у Юры было больше значков, чем 9?"

Учитель: "Почему вы так решили?"

Учитель: "Каким действием будем решать эту задачу"

Ученик: "Эту задачу будем решать сложением".

Истомина Н.Б. рекомендует сразу же рассмотреть две обратные задачи для данной, выполнив на доске их краткие записи (текст задачи предлагает учитель):

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую с ...

Работа с одаренными детьми в лицее
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серь ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru