Развитие творческих способностей на занятиях по программе "РТМ" происходило в двух направлениях. Во-первых, в программе присутствовал самостоятельный модуль развития творческих способностей. При выполнении заданий из этого модуля дети в процессе решения задач преимущественно дивергентного типа обучались преодолевать сложившиеся стереотипы и не бояться выдвигать смелые и неожиданные идеи. Во-вторых, развитие творческого мышления младших школьников происходило и при использовании игр и заданий из модулей развития всех познавательных процессов в рамках поставленных целей. Так, например, при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия размера, цвета, формы педагог способствовал тому, чтобы дети, отвечая на вопрос "Что бывает таким же (например, по форме)?", давали большое количество самых разнообразных ответов. При этом педагоги руководствовались следующими правилами:
• Стимулирование как можно большего числа вариантов ответов.
• Недопустимость отрицательной критики.
• Систематизация ответов (на доске рисуются "ящики", куда "складываются" однотипные идеи).
• Поощрение детей, придумавших новый тип решений ("новый ящик").
• Комбинирование уже высказанных альтернатив для создания новых.
Занятия были комплексными, с постоянной сменой вида деятельности. Игры и задания брались из блоков определенного уровня и включались в единый сказочный или познавательный сюжет. Каждое конкретное занятие творчески разрабатывалось педагогом с учетом неодинаковой сложности заданий из блоков различных модулей, а также уровня развития, возрастных и психофизиологических особенностей детей каждой группы. В процессе занятий педагоги способствовали развитию у детей таких личностных качеств, как настойчивость в самостоятельном достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения и уважение к мнению других, коммуникативные навыки, умение работать в творческом коллективе. Было организовано вовлечение в образовательный процесс родителей, при этом были опробованы различные формы взаимодействия детей, родителей и педагога; от совместных занятий и консультаций до интеллектуально-творческих турниров.
В силу своих возрастных особенностей младшие школьники отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу "зажигает" их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну. Это послужило причиной использования метода проблемных ситуаций. Применение этого метода на конкретном уроке можно посмотреть в пункте 2.2 данной курсовой работы.
Недостаток технических средств не позволяет иллюстрировать учебный материал показом фильмов, слайдов и т.п. Поэтому сообщаемые воспитанникам сведения, не связанные с какими-либо конкретными образами, плохо запоминаются. В устранения этого недостатка педагогам помог метод создания на уроках ситуации занимательности.
Формы занимательных упражнений могут быть различными: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки и т.п.
С целью развития творческой активности воспитанников специалисты стараются разнообразить не только методы обучения и воспитания, но и формы организации работы детей на занятиях.
Известно, что наиболее распространённые формы работы воспитанников на занятии – фронтальная и индивидуальная. Индивидуальная работа заключается в том, что ученик выполняет задание самостоятельно. Фронтальная работа предусматривает участие всей группы. При фронтальной форме работы воспитанники, обладающие низкими учебными возможностями, отстают от своих товарищей, не успевая за общим темпом работы. Если же педагог будет снижать темп работы, подстраиваясь под них, он будет сдерживать более сильных учеников. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Поэтому реальным является наличие определённого процента воспитанников, не принимающих активного участия в работе.
Актуально о образовании:
Возрастные особенности нравственного развития детей
Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ре ...
Отбор форм и методов работы с детьми в аппликативной деятельности
из природного материала
Методика организации работы дошкольников с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности, а качество работ зависит от грамотного методического руководства со стороны педагога. Работа с дошкольниками по изготовлению поделок из природного м ...
Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными
детьми»
Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который ...