Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Развитие самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки со звуками [Р], [Р'], карточки с цифрами, карточки со словами, карточки со схемами слов, карточки-светофоры, мяч, фишки для звуко-буквенного анализа, мягкие игрушки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Можно сесть тому, кто придумает и правильно произнесет слово со звуками [Р], [Р'] (в начале, середине и конце слова).
II. Повторение пройденного.
1. Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки [Р], [Р'].
Ответы детей: “Лошадка”, “Маляр”, “Автомат”, “Пулемет”,
“Барабанщики”.
Дети выполняют эти упражнения перед зеркалом.
2. А теперь давайте покажем, как мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р']. Заведем “моторчики”.
Дети произносят изолированный звук [Р] хором, по цепочке, индивидуально.
3. Ребята, а теперь вспомните, пожалуйста, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р'].
Ответы детей: губы, зубы, язык, небо, альвеолы.
Дети произносят перед зеркалом звуки [Р], [Р'] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата:
рот приоткрыт;
губы разомкнуты;
кончик языка поднят к альвеолам.
III. Основная часть. Объявление темы.
- Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Р], [Р']. Тема нашего занятия “Автоматизация звуков [Р], [Р'] в слогах, словах, предложениях, связной речи”.
1. Развитие фонематического слуха.
- А теперь, ребята, давайте проверим, умеем ли мы определить на слух место звука в слове. Давайте поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы должны найти место этих звуков в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой:
ракета (1),
карандаш (3),
кролик (2),
помидор (7),
матрешка (4),
барабан (3),
огурец (4),
компьютер (9).
2. Характеристика звука.
- А теперь я предлагаю вам немного поговорить о звуке [Р].
Давайте попробуем дать характеристику этому звуку. Какой он?
Ответы детей: Звук [Р]– согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
- Перед какими гласными звук [Р] бывает твердым ?
Ответы детей: А, О. У, Ы, Э.
- Перед какими гласными звук Р бывает мягким ?
Ответы детей: Я, Е, Ю, И, Е.
А теперь давайте поиграем в игру “Светофор”. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы будете “включать светофоры”. Если в слове есть твердый звук [Р] вы “зажигаете” синий свет. Если в слове есть мягкий звук [Р'], вы “зажигаете” зеленый свет.
ФИЗМИНУТКА. Выполнение движений с проговариванием слов:
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки на месте).
3. Связь звука и буквы.
- Ребята, мы с вами все время говорим о звуках [Р], [Р'].
А скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются эти звуки на письме ?
Ответы детей: Буквой [Р] (Эр).
- Правильно. А теперь давайте на ленте букв найдем букву “Р” и немного поговорим о ней. Посмотрите, пожалуйста, на эту букву и скажите, на что она похожа, попробуем немного пофантазировать.
Актуально о образовании:
Роль математики в формировании пространственного
мышления учащихся основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...
Методические разработки по теме "Способы получения алкинов"
Современный урок по химии "Алкины, их строение и номенклатура" Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов. Развивающие цели: создать условия для развития логического мышления через сравнение и установлен ...
Содержание и результаты экспериментальной работы
Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Окунь В. Пишет: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем…оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка э ...